berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Next Entry
243. Норма одиночества 1.
berezin_fb
В конце 1960-х годов Владимир Леви, который тогда был аспирантом нашей клиники, и, в то же время, сотрудничал с редколлегией журнала «Знание – сила», обратился ко мне с просьбой написать научно-популярную статью об одиночестве. Вообще я не писал научно-популярных статей, но благодаря Леви я написал эту и ещё одну научно-популярную статью в тот же журнал. Я уже некоторое время думал, где ввести этот текст в мой журнал в ЖЖ, и подумал, что одиночество это маленькая смерть. У французов это говорится несколько по-другому – «Расставание это маленькая смерть», но одиночество – это совокупность многих расставаний. Эта совокупность маленьких смертей приближается к смерти больше, чем что-либо другое в жизни человека.
Поскольку эта статья писалась для молодёжного научно-популярного журнала, здесь несколько иной стиль и он проще, чем в моих обычных текстах.



Норма одиночества

Рильке
«Одиночество»
(Перевод с немецкого автора статьи)

Одиночество очень похоже на дождь.
Оно поднимается с моря тёплыми вечерами,
С полей, орошённых ключевою журчащей водой,
И всегда собирается в небе облаками-горами.
Только когда переполнятся белые горы,
Небо кропит одиночеством город.
Моросит одиночество глухо и гулко,
Когда навстречу рассвету встают переулки,
Когда ничего не найдя в закоулках ласк,
Безнадёжно и грустно оставляют друг друга тела.
Когда, ненавидя друг друга, люди должны
В одной постели смотреть рассветные сны.
Оно заполняет желоба водосточных труб
И печальной рекою стекает вдоль улиц к утру.

Река одиночества в многолюдном городе… Возможно ли это? И если возможно, если одиночество в многолюдии не поэтическая выдумка, то что же такое одиночество?

Одиночество и эволюция.

Мирмекологи /исследователи муравьёв/ открыли «эффект группы». Если муравья изолировать от других муравьёв, изолировать осторожно, не причинив ему никакого вреда, то поведение муравья сразу изменится. Исчезнет вошедшее в поговорку трудолюбие, он станет вялым, малоподвижным, «больным». Впрочем, вылечить муравья не трудно. Его активность сразу возрастает, если вернуть муравья в муравьиное общество, и тем сильнее, чем больше особей будет в этом обществе. Это и есть "эффект группы".
Что это? Исключительное свойство муравья? Но можно вспомнить и другую историю.
Фармакологи искали антидепрессанты, вещества, устраняющие психическую подавленность - депрессию. Что бы испытывать эти вещества, нужно было создать модель депрессии. В поисках такой модели обратились к "эффекту изоляции". Мыши, рассаженные в клетки поодиночке, становились безучастнее, чем их собратья, живущие в "коллективе". Антидепрессанты увеличивали их внимание к окружающему, так же, как у людей, страдающих депрессией, когда их лечили этими веществами. Антидепрессанты вводили крысам. И опять, прежде всего, у них возрастала общительность. Даже для нормального размножения мышей необходимо, чтобы величина их группы достигла какого-то минимума. Вновь биологическое значение изоляции выступает с экспериментальной четкостью. Впрочем, стремление к общению, групповое, социальное поведение, очевидно, различны у разных видов животного царства. Стаи волков или стада слонов - вещь обычная, но вряд ли кто-нибудь слышал о стаях тигров или стадах рысей.



«Эффект группы» для муравья – вещь жизненно важная. В одиночестве муравей погибает.
Фотограф ALBERTOZAVR

Возвратимся к муравью. Приверженность муравья к муравьиной группе возникла не случайно. Она - средство обеспечить выживание муравьиного рода. Природа заботится о надежности своих конструкций. Существуют разные способы повышения этой надежности. Можно добиться высокой надежности каждого элемента системы. Но можно повысить число дублирующих элементов, и надежность системы возрастет, даже при относительной ненадежности каждого из них. Именно таким способом обеспечивается бесперебойная работа системы "муравейник", многовековую ненадежность которой гарантировал естественный отбор - безжалостный ОТК эволюции.
Сложное групповое поведение муравья передается из поколения в поколение разработанным до деталей. Муравей похож на автомат с программой, жестко закодированной в аппарате наследственности. Миллионы лет прошли между появлением муравья и воцарением на земле млекопитающих с высокоорганизованным мозгом. Но природа не отказывается от удачно найденного приема. Она пользуется аналогичными узлами при создании самых разных конструкций. Крыло мухи, крыло птицы, крыло летучей мыши - разные этапы эволюции, разное устройство, одна и та же способность летать.
Объединение особой одного вида в группу, чтобы увеличить вероятность выживания, тоже довольно древняя находка эволюции. К печальной истории о муравье, погибающем в одиночестве, природа добавила много веселых и грустных рассказов: о колониях пингвинов смешных и неуклюжих, которым только единство позволяет выжить в окоченевшей Антарктике, поселениях бобров, совместно строящих плотины, о дельфинах, удивительных существах, которые приходят на помощь к своим собратьям по первому зову, даже с риском для собственной жизни, об обезьянах, таких шумливых и, на первый взгляд, безалаберных, а на самом деле строго соблюдающих неписанные законы групповой иерархии.


Пингвины выживают в Антарктике только за счёт чёткой организации группы.
Фотограф photo-mk2011

Эти и многие другие рассказы - только главы бесконечной повести, в конце которой появился человек. И хотя человеческое общество развивалось уже по своим особым законам, инстинкт группового поведения человек получил по наследству.
Из безмерных глубин времени, с дочеловеческой земли приходит к нам страх утраты групповых связей. Именно ощущение разрыва этих связей мы называем одиночеством.

Одиночество видения и одиночество мысли.
Физическая изоляция - простейшая форма разрыва групповых связей. Простейшая, но не единственная.
Одиночество в многолюдии ...
Одна из подобных ситуаций - человек в иноязычной среде. Длительные путешествия в "иностранном окружении" у некоторых людей вызывали такую же тревогу и страх, как и экспериментальная изоляция. У этих людей ослабевало ощущение реальности и даже появлялись галлюцинации. Болезненные расстройства психической деятельности исчезали, как только удавалось восстановить связь с окружающими. Переводчик в подобных условиях мог бы предотвратить заболевание лучше, чем врач. Но перевод не всегда возможен.
В старой восточной сказке трое слепых изучали слона. Один ощупывал хобот, второй - ногу, третий - ухо. Но обобщить свои результаты исследователи не смогли. Один из них считал, что слон похож на змею, второй утверждал, что на дерево, а третий обнаружил сходство слона с лопухом. Все трое говорили на одном языке, а точки зрения казались несовместимыми. Человек, утверждающий, что слон похож на змею, оставался бы очень одиноким в обществе людей, главным убеждением которых было бы сходство слона с лопухом. Таким же одиноким был бы в этом обществе человек, представляющий себе истинные размеры и форму слона. Это не только шутка.

История знает немало подобных примеров. Так одинок был и Коперник, не решившийся при жизни опубликовать свою книгу о Вселенной, и проклятый священнослужителями Спиноза (Вспомните Светлова - "Месяц, как Спиноза одинокий").
Одиночество в иноязычной среде можно было бы назвать одиночеством восприятия. Но люди, спорившие о слоне, не только воспринимали разные стороны явления, они были одиноки в своих суждениях об этом явлении. Здесь к одиночеству восприятия добавлялось одиночество мышления.


Как это делается.

Вам когда-нибудь случалось подойти к цепной сторожевой собаке даже мирно грызущей кость? Разумеется, к чужой собаке. Если случалось, вы, наверное, запомнили, как мгновенно изменилось собачье настроение. Благодушное ворчание сменилось грозным лаем, ласково помахивающий хвост замер, шерсть на загривке стала дыбом, нос сморщился, клыки обнажились.


Собака ориентирована на кость, но если попробовать кость взять, она будет ориентирована на угрозу. В последнем случае возникнет ситуация борьба-бегство.
Фотограф yur6363

Если бы провести исследование различных физиологических систем рассерженного пса, можно было бы обнаружить и другие перемены. В крови оказалось бы больше адреналина, свертываемость крови повысилась бы, биения сердца участились бы и усилились. Нет надобности перечислять все эти изменения. Важно, что все они произошли в мгновение ока. И внимание собаки прежде полностью занятое костью теперь обращено на предполагаемого врага. Уже мгновенность этой перемены заставляет предположить, что она осуществляется из какого- то центра. Непосредственное воздействие на каждый из изменившихся параметров, на каждый включенный и вновь выключенный механизм заняло бы гораздо больше времени. Так, вероятно, потребовались бы годы, чтобы выключить свет в каждой комнате большого города, но это можно сделать, мгновенно повернув рубильник на центральном пульте энергосистемы. Очевидно, существует система, которая сразу, мгновенно способна переключить организм с одной деятельности на другую.
Эта система, включает ту деятельность, которая в данный момент наиболее важна.
Эта система меняет видение мира. То, что было самым важным при одной деятельности, становится второстепенным при другой.
Этот переключатель, расположен в древних отделах мозга его называют неспецифической активирующей системой.
Активирующей - потому, что от её деятельности зависит активность всего мозга. Именно эта система будит нас по утрам и выключаемся, когда мы засыпаем ночью или падаем без чувств. Она обеспечивает своевременный отклик на важный сигнал, посылая в кору мозга предупреждение: "Вниманию всех, кого это касается! " Она обеспечивает активность клеток коры. Но это не слепая сила. Из всего многообразия нервных клеток она возбуждает активность только тех, которые необходимы для осуществляемой деятельности, и только до тех пор, пока эта деятельность продолжается.
Неспецифической - потому, что эта система откликается на все сигналы, идущие извне и изнутри организма, от всех органов чувств, от нервных окончаний внутренних органов. Она работает, независимо от того, какая деятельность осуществляется – погоня за добычей, бегство, еда, утоление жажды. Этот механизм действует и у человека. И опять, независимо от того, играет ли человек в лапту, или создает физическую теорию. Отдельные части этой системы могут быть сильнее связаны с деятельностью, направленной на поиски пищи или на продолжение рода. Но при достаточно большой силе возбуждения в этой системе возникает одна общая реакция.

Продолжение следует.




  • 1
Спасибо большое, очень инетерсно, и не важно, что простовато.
Тем более интересно, что мне давно и сильно не хватает уединения.
Буду жжать продолжения.

Я рад, что этот текст вызвал у Вас интерес. Текст не простоватый, а упрощенный, из-за стремления сделать его понятным для молодежной аудитории.Недостаток уединения ситуация довольно редкая. Чаще встречается
потребность в увеличении социального взаимодействия.

Недостаток уединения ситуация довольно редкая.

В некоторых ситуациях наоборот: армия, тюрьма.

Речь шла о длительном, многолетнем ощущении недостатка уединения в обычных житейских условиях,
т.е. не в армии и не в тюрьме. А если выискивать
особые условия, то в камере - одиночке уединения
более, чем достаточно.

Феликс Борисович, а Вы знаете, что Владимир Леви тоже ведет ЖЖ? drlevi. По-видимому, о Вашем он не знает пока.

Дорогая Наташа, спасибо за информацию, с Вашей лёгкой руки я сейчас послал ему личное сообщение.
Искренне Ваш,
Ф.Березин

Надеюсь, он не пропустит Ваше сообщение (всякое ведь бывает, он популярен).

Спасибо, Феликс Борисович!
Очень интересно и популярно написано.Нетерпеливо жду продолжения.

Дорогая Надя! Текст действительно написан популярно, но если при этом "очень интересно", то значит я напрасно опасался чрезмерной популярности.
Будьте счастливы. Ф.Березин

И Вам спасибо на добром слове.

Дорогой Феликс Борисович, как хорошо, что у меня снова есть возможность комментировать и поблагодарить за эту прекрасную и не побоюсь этого эпитета, высокохудожественную статью. Эпиграф просто выше всяких похвал, настолько поэтичен, настолько и правдив. Одиночество в огромном горде может ощущаться даже сильнее, чем в условиях уединения.
Yours sincerely,
Женя

Женя,дорогая! В моем журнале очень не хватало Ваших комментариев. Но теперь Вы снова с нами и я
сразу имею возможность узнать, что статья, которую я написал -прекрасная и даже высокохудожественная. А эпиграф ( т.е.Рильке, хотя и в моем переводе)выше всяких похвал :). Ну,а
с тем, что одиночество в большем городе может ощущаться сильнее, чем в уединении, я согласен уже
вполне серьезно.
With best regards,cincerely F.Berezin

прекрасная тема, спасибо

Спасибо на добром слове.Ф.Б.

одна сторона темы

Позвольте с Вами не согласиться. Сказанное Вами относится только лишь к "физиологической" части человеческой природы, — меньшей части. В общем-то, это редукционизм. Разумеется, (Вы это понимаете) это не так.

Вот, в частности, некоторые мысли Шопенгауэра:

Кто не любит одиночества, не любит и свободы.
Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.
Кто не любит одиночества, не любит и свободы.
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «Я».
Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими.

Re: одна сторона темы

Я охотно позволяю со мной не соглашаться, но хотел бы знать, в чём именно со мной не соглашаются. Где Вы увидели редукционизм?
Вы приводите обширную подборку цитат из Шопенгауэра(одна цитата повторена даже дважды). Конечно, Шопенгауэр относится к классическим немецким философам, но к чему это обязывает меня?
Я снова охотно Вам отвечу, как только Вы уточните эти позиции.

Re: одна сторона темы

**Где Вы увидели редукционизм?**

Человеческая природа ограничивается физиологией и биохимией?

Конечно же, Вы, как great expert in their field, не дадите прямых доводов оппонентам. Однако, если последовательно проводить Вашу логическую линию, то редукционизм просматривается на горизонте. Вы говорите об одиночестве в аспекте активности коры мозга и нервных клеток. И всё? Т.е. биохимия? Каким образом Вы объясните отшельничество святых подвижников? Почему одни нуждаются в одиночестве, другие нет? А как быть с пограничным состоянием личности?

**Сложное групповое поведение муравья передается из поколения в поколение разработанным до деталей. Муравей похож на автомат с программой, жестко закодированной в аппарате наследственности. **

Кто (или что) автор этой программы? Природа? Природа — это разумный субъект?
У любой программы, как совокупности логических цепей целенаправленных действий, есть автор — разум, стоящий выше по интеллектуальной структуре своего продукта.

**Миллионы лет прошли между появлением муравья и воцарением на земле млекопитающих с высокоорганизованным мозгом. Но природа не отказывается от удачно найденного приема. Она пользуется аналогичными узлами при создании самых разных конструкций.**

Вы наделяете природу разумом?

Re: одна сторона темы

**Конечно, Шопенгауэр относится к классическим немецким философам, но к чему это обязывает меня?**

Это возражение Вашей позиции. Т.к. Вы пишите:

"И хотя человеческое общество развивалось уже по своим особым законам, инстинкт группового поведения человек получил по наследству.
Из безмерных глубин времени, с дочеловеческой земли приходит к нам страх утраты групповых связей. Именно ощущение разрыва этих связей мы называем одиночеством."

Re: одна сторона темы

У меня создаётся впечатление, что Вы не прочли моей статьи, и поэтому ниже я приведу некоторые цитаты из неё.
Кто или что автор программы? (автоматической деятельности муравья). Вы отрицаете роль природы, поскольку природа неразумный субъект? Но тогда Вам нужно уже разговаривать не со мной, а с Дарвиным, громить теорию эволюции и выступать одним из обвинителей на обезьяньих процессах.

Я не думаю, что можно говорить о редукционизме, если его нужно просматривать на горизонте. Вы упустили утверждение, что физическая изоляция только простейшая форма разрыва групповых связей, и когда я говорю об одиночестве людей в иностранном окружении, которое у некоторых людей вызывало тревогу, страх и даже галлюцинации, это не имеет прямого отношения к нервным клеткам. Я утверждаю, что одиночество может возникать там, где перевод не возможен, и ссылка на старую восточную сказку про слепых, изучавших слона, не содержит никаких физиологических данных, только говорится о том, что существует одиночество видения и одиночество мысли. Так одинок был Коперник, который предпочёл, чтобы его книгу о мироздании опубликовали уже после его смерти, таков был Спиноза, которого прокляли священнослужители, тут я приводил цитату из Светлова: «Месяц как Спиноза одинокий». Я говорил о индивидуальности видения мира и о том, что чем больше будет отклоняться видение человека от видения окружающих его людей, тем больше будет для него норма одиночества. И мне не нужен суровый мизантроп Шопенгауэр для того, чтобы найти авторитет, подтверждающий эту истину, достаточно Эйнштейна, который пиал: «Я – настоящий одиночка, я думаю, что я мог бы работать, будучи сторожем на маяке». Не только Эйнштейн писал о себе так, так о нём писал физик Инфельд: «Я не знаю никого, кто жил бы так уединенно и обособленно, как он. Его огромная доброта, абсолютная порядочность, его социальные идеи, как это ни парадоксально, носят "безличный" характер и кажутся как бы занесенными с другой планеты". И святые отшельники искали одиночества по разным причинам. Множество примеров этого можно найти в художественной литературе. Во всяком случае, ни случай Коперника, ни случай Эйнштейна, и не случай святых отцов, если бы я о них писал, я не связывал бы непосредственно с физиологическими и биохимическими механизмами.

Re: одна сторона темы

**Вы отрицаете роль природы, поскольку природа неразумный субъект?**

Я не знаю, что такое "природа". Тем более, ее "роль". Если Вы подразумеваете _естественный отбор_ внутри конкретного вида — так это вполне конкретный ПРОЦЕСС, а не абстрактное понятие "природа", не обозначающее конкретно ничего.

**Но тогда Вам нужно уже разговаривать не со мной, а с Дарвиным, громить теорию эволюции и выступать одним из обвинителей на обезьяньих процессах.**

Нет никакой логики между 1-м Вашим вопросом ко мне и 2-м Вашим высказыванием о Дарвине. С чего бы это я должен громить теорию эволюции?
Дарвин доказал изменчивость видов в природе (преобладание определенных генотипов животных), но не факт обладания разумом природы. Вы же в своей статье пишите о природе, как некоем субъекте, или субстанции, наделяющей своей "программой" животных. Разница огромная.

**Вы упустили утверждение, что физическая изоляция только простейшая форма разрыва групповых связей, и когда я говорю об одиночестве людей в иностранном окружении, которое у некоторых людей вызывало тревогу, страх и даже галлюцинации, это не имеет прямого отношения к нервным клеткам.**

Ваша статья называется "Норма одиночества". Однако текст изобилует описанием физиологических процессов мозга. А последняя главка статьи посвящена только этому.

Не могли бы Вы (хорошо бы в отдельной теме, статье) поделиться своими мыслями о человеческой личности в некоем "философском" разрезе: чтО есть личность, душа, чем детерминируется интеллект человека, чем обусловлены интеллектуальные различия, психологический феномен монозиготных близнецов и т.д.? Впрочем, не обязательно в "философском" — как Вам удобнее. У Вас огромный опыт, и свое вИдение на эти вопросы. Спасибо.


Re: одна сторона темы

Здравствутйе, Андрей! Феликс Брисович ответил Вам тут http://berezin-fb.livejournal.com/124057.html

Причиной тревоги и страха (напряженности) в одиночестве является не сама изоляция в той или иной форме, а нетерпение – желание протестовать против действительности (мятежность).

Тревога - явление имманентное, она существует потому, что существует организм, и не требует каких-то дополнительных причин для своего возникновения. Вопроса о связи тревоги с мятежом я вообще не рассматривал, а если это перевести на язык науки, то этот "мятеж" - одна из форм трансформации тревоги через психологические защиты, в данном случае - через отчуждающую проекцию.

Тревога - явление имманентное, но она существует не потому, что существует организм, а потому, что человек чего-то желает, но не имеет (у животных - это чисто инстинктивная реакция).
Потому я и позволил себе сделать замечание к Вашему тексту, что не увидел в нем указаний на причинно-следственную связь между желанием и реакцией и обратил Ваше внимание на причину тревоги человека в изоляции - нетерпение (или мятежность, но не мятеж).
Полагаю, невозможно возражать, что нетерпение (отсутствие или недостаток терпения) вызывает у человека негативную реакцию на любые неприятные ему внешние факторы.

Здравствуйте, Дмитрий!
Вот ответ Ф.Б. Вам. http://berezin-fb.livejournal.com/124057.html

Не могу не согласиться с Женей: текст так красив, так выразителен и даже художественен, что читать его было ещё и эстетическим наслаждением, помимо радости образования, которую дают все Ваши статьи.
Тема одиночества очень интересна.
Спасибо Вам, Феликс Борисович!

Edited at 2012-02-12 05:29 pm (UTC)

Спасибо, Феликс Борисович! Мне даже хорошо, что написано проще!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account