berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Next Entry
О выходе в свет третьего издания монографии ММИЛ
berezin_fb
Дорогие друзья, я счастлив вам сообщить, что после длительного периода затруднений, наконец, получен тираж третьего издания монографии Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова и Е.Д. Соколовой Методика многостороннего исследования личности.
Для того, чтобы дать представление о книге, я хочу поместить ниже предисловие научного редактора этой книги Т.В. Барлас.

По поводу приобретения книги прошу писать мне на адрес kniga@berezin-fb.su.

Стоимость книги в настоящий момент составляет 517 рублей. Лица, приобретающие книгу оптом, или использующие книгу в профессиональных целях – психологи, психиатры -  могут рассчитывать на скидку.  Цена книги с автографом, полученным лично от автора удваивается.

На моём персональном сайте 15 апреля предполагается установление системы автоматического предъявления и расшифровки теста ММИЛ, а к концу апреля и теста 16PFR. Следует подчеркнуть, что расшифровка означает получение цифр, пригодных для интерпретации, но сама интерпретация должна проводится квалифицированным исследователем, причём книга в этом случае будет играть роль настольного руководства.
Каждый, купивший книгу, сможет провести тестирование и обработку данных своих испытуемых.


ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА



Книга, которая находится перед читателем, интересна прежде всего своей двойной сутью — это и практическое пособие для повседневной работы психологов, и одновременно своего рода «памятник истории», точнее истории психологии, книга, сыгравшая важнейшую роль в становлении отечественной психодиагностики 70-х — 80-х годов прошлого века. Для того, чтобы разобраться в том, как и почему это случилось, нужно начать издалека.
Тестирование с давних пор стало ахиллесовой пятой отечественной психологии. Впервые оно стало внедряться в массовом порядке в еще в 20-е 30- е годы 20 века под маркой так называемой педологии — науки, посвященной целостному, междисциплинарному изучению ребенка. Педология — яркое, неоднозначное и до сих пор не получившее всесторонней оценки явление в истории отечественной науки. Невзирая на то, что в этой науке продуктивно работали многие замечательные специалисты, чья работа была полезна и высоко ценилась, на массовом уровне педология сводилась к быстро вошедшему в моду тестированию, часто непродуманному и безграмотному.
Первый этап истории отечественной психодиагностики завершился вместе с гибелью педологии в 1936 году, когда постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» тесты были объявлены бессмысленными и вредными. Реальные причины разгрома педологии сложны и до конца неизвестны, однако существенную роль, несомненно, сыграла практика чрезмерно широкого и часто необоснованного применения тестирования и те «диагнозы», которые выносились детям по его результатам. Известна неподтвержденная легенда, что постановление явилось следствием неблагоприятного диагноза, поставленного педологами сыну одного высокопоставленного лица (по одним версиям — Сталина, по другим — Жданова).
И все же представляется, что причины разгрома педологии связаны не только с ее очевидными проблемами и недостатками. Объективные данные о людях, которые можно было получить с помощью тестов, оказались ненужными и даже опасными для идеологизированной страны в условиях надвигающегося культа личности. Разве могла в те годы существовать наука, согласно данным которой, например, интеллект советских школьников был ниже, чем у их американских сверстников, а интеллект у детей служащих выше, чем У детей рабочих (результаты исследований конца 20-х годов)? Фактически гибель педологии, а вместе с ней и самой идеи психологического тестирования в условиях тогдашнего советского общества была предрешена.
То ли печальная судьба педологии, то ли презрительно-ироническое отношение к тестам, которое оставила после себя все та же педология, то ли еще что-то, но так или иначе долгие годы последующего развития советской психологии, во многом интересного и продуктивного, тестирование считалось едва ли не самой вредоносной выдумкой буржуазной науки. Для оценки индивидуально-психологических различий, без которой психология существовать не могла, была создана система методов, стыдливо названная «функциональными пробами» — лишь бы кто не подумал, что она
имеет хоть что-то общее с тестами. К созданию этих методов причастны такие выдающиеся психологи, как А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, их разработки оказались очень продуктивными в условиях психиатрической и неврологической клиники, для работы дефектологов. В основе этих разработок лежала тщательная и индивидуализированная работа с каждым человеком, развитая интуиция психолога и... абсолютная неприемлемость количественных данных и каких бы то ни было статистических норм. Поколения психологов должны были твердо усвоить, что тесты с их количественным подходом это зло. Так, автор предисловия, обучаясь в 70-е годы на факультете психологии МГУ, в одну из сессий должна была подготовить билет «Критика тестового подхода» сразу к трем экзаменам. И это при том, что тех тестов, которые мы были обязаны критиковать, мы как правило никогда не видели.
Учитывая все описанное, нетрудно понять, почему в нашей стране после многолетнего перерыва тестированием занялись в первую очередь не психологи, а медики. Психиатры не меньше, чем психологи, испытывали необходимость в инструментах количественной оценки индивидуально-психологических различий. Однако их принадлежность к сфере, казалось бы далекой от идеологии, не спасала от идеологического контроля и давления.
В середине 60-х годов идея поиска зарубежного теста, который позволяет оценить психическое состояние человека, его адаптации и последующего использования возникла в небольшом кружке тогда еще сравнительно молодых психиатров. Один из будущих соавторов Методики многостороннего исследования личности, Ф. Б. Березин, готовил докторскую диссертацию, и перед ним стояла проблема оценки эффективности действия некоторых лекарственных препаратов на психическое состояние. Вот тут-то и стало понятным преимущество тестов, которые давали возможность произвести точную количественную оценку эффекта препарата, но... которых на русском языке не было. Оставалось единственная возможность — самим провести всю работу по их созданию.
Вся процедура адаптации MMPI и создания его отечественной модификации описана в книге, которая находится перед читателем. Мы же проследим историю издания самой книги «Методика многостороннего исследования личности».
Первые публикации по русской модификации MMPI относятся к 1967-69 годам. Книга вышла лишь в 1976. За это время с помощью теста были обследованы тысячи человек — больных и здоровых, сотрудников МВД и моряков-подводников, В Москве и Владивостоке, в Магадане и на острове Врангеля. Была доказана эффективность теста для решения самых разных прикладных проблем. И тем не менее, издание книги, которая могла познакомить научную общественность с тестом и возможностями его применения, столкнулось с огромными трудностями идеологического порядка.
Выяснилось, что на вопрос о том, соответствуют ли тесты марксистско- ленинской идеологии, по-прежнему нет ответа. И поэтому решение о том, можно ли издавать книгу про тест, должно приниматься на уровне ЦК КПСС, с привлечением виднейших психологических и психиатрических светил. Многие из этих светил слишком хорошо помнили время, когда заниматься тестами было опасным, и призывали своих коллег к осторожности. Выяснилось, что кое-кто из психологов потратил свою жизнь на то, чтобы тестов не было и не собирается мириться с их приходом на родную землю, а есть такие, которые уверены, что можно с большей пользой потратить свою жизнь, нежели на разработку тестов.
По иронии судьбы вся эта вакханалия творилась в 1976 году — ровно через 40 лет после выхода постановления «О педологических извращениях... », дух которого проявился в казалось бы совсем другую эпоху.
Тем не менее, книга все же увидела свет в том же 1976 году в издательстве «Медицина»: защитники нашлись. Хотя жертвой цензуры оказалась глава с соотношении особенностей личности и лидерства (она в итоге была утеряна) и некоторые другие фрагменты.
Прошло несколько лет, и еще в советскую эпоху тесты постепенно перестали быть вредоносной буржуазной выдумкой, психодиагностика вошла в программы подготовки психологов, а использование отечественных модификаций MMPI в психологических исследованиях стало чем-то вроде хорошего тона. Книга «Методика многостороннего исследования личности» быстро превратилась в раритет, и второе издание вышло в 1994 году, когда эпоха цензурных и идеологических ограничений ушла в прошлое. По сравнению с первым изданием, в нее были добавлены результаты исследований с применением теста, проведенных за прошедшие между двумя изданиями годы, внесены некоторые изменения в интерпретацию.
При подготовке третьего издания были произведены изменения, затронувшие практически все главы книги, поэтому перед читателем фактически находится новая книга под старым названием.
Первое и главное — написан новый раздел, посвященный основам интерпретации 16-факторного теста Кеттелла — одного из самых популярных у отечественных психологов; поэтому теперь пособие охватывает фактически не один тест, а два. При этом стоит сказать, что практически все руководства по интерпретации теста Кеттелла на русском языке представляют собой переводы или пересказы американских пособий. Теперь психологи получили совершенно оригинальную интерпретацию (ранее она существовала только в виде ходивших по рукам расшифровок лекций), созданную на основе многолетнего опыта применения теста, с учетом российской специфики, где некоторые факторы приобретают совершенно иное, нежели для американской выборки, значение. Важно, что в этой интерпретации есть то, чего не хватает многим пособиям — примеры поведения из повседневной жизни, которые очень помогают в понимании психологических характеристик, лежащих в основе факторов теста.
Другой очень важный раздел, появившийся в третьем издании — примеры интерпретации, которые позволяют глубже постичь ее суть как процесса «перевода» цифр и показателей в описание живого человека. Благодаря этому разделу, каждый может соприкоснуться с опытом Мастера и приобрести важный материал для обучения и сопоставления своих вариантов интерпретации с приведенными в книге.
В других разделах книги проведены многочисленные изменения, связанные с усовершенствованием интерпретации, приближением терминологии к современной, добавлением материалов и данных, полученных за время, прошедшее после выхода второго издания (в частности, появился раздел, посвященный MMPI-2).
Несмотря на многочисленные изменения и добавления, стоит сказать, что самый важный раздел книги — «Основы интерпретации» — за прошедшие годы не только сохранил свою актуальность, но возможно стал еще более значимым, чем во времена первых изданий. Дело в том, что до начала 90-х годов, когда психодиагностика была уделом «диссидентов от психологии» или немногих «посвященных», искусству интерпретации тестов учились долго, неторопливо и вдумчиво, а пособия по интерпретации воспринимались как некая основа для размышлений, которую надо интегрировать с собственным опытом и научиться применить к особенностям уникального конкретного случая. Не то сегодня, когда тестирование поставлено «на поток», тесты все чаще воспринимаются как инструмент, которым может пользоваться каждый желающий, а интерпретации — как тексты, откуда можно списать нужный фрагмент, выдав его за описание испытуемого, а еще лучше, если это сделает за вас компьютер. Издержки подобного подхода — тема для отдельного разговора, в контексте предисловия стоит отметить, что авторы современных руководств по интерпретации так или иначе учитывают эти запросы, многие тексты пособий упрощаются, укорачиваются, становятся более категоричными, при этом неизбежно теряя в точности и применимости к разнообразным ситуациям.
Предлагаемая книга предназначена для иной интерпретации — тонкой, вдумчивой, индивидуализированной — которая искусство не в меньшей степени, чем наука и которая к сожалению нечасто встречается в наше время. В таком пособии каждая фраза — основа для собственных размышлений, а порой — загадка, которую предстоит разгадывать по мере накопления собственного опыта. Поэтому понятно, что книга — не для быстрого чтения, она — для вдумчивого постижения и неоднократного возвращения к ее материалам.
Стоит сказать, что подобное чтение — удовольствие не только для приобщенных к «тайнам» психологического тестирования. Немало интересного найдут для себя те, кто профессионально занимается или просто интересуется проблемами нормы и патологии психики, типологии личности, механизмов психологических защит, тревоги и стресса, возможностей и ограничений личностных тестов и многими другими, так или иначе затронутыми в книге.
Книга «Методика многостороннего исследования личности» дарит нам возможность соприкоснуться с делами и мыслями поколения, создавшего сегодняшнюю психологию. Поколения, которое уходит. Или уже ушло и никогда не вернется...
Татьяна Барлас



О книге на сайте

  • 1

Поздравляю с выходом книжки)

Ура!
такса

Re: Поздравляю с выходом книжки)

У такс очень хорошее чутьё, когда кричать "Ура" они понимают. А что до меня, то я такс люблю :)

еще раз поздравляю, дорогой Феликс Борисович!
ура!

Дорогой друг,
я очень благодарен Вам за такую реакцию, но я просил бы, чтобы кто-нибудь из Ваших друзей взял отложенный для Вас экземпляр.
С глубоким уважением, искренне Ваш
Ф.Березин

Наконец-то.
Поздравляю, Феликс Борисович!
Мечтаю поскорее взять ее в руки.

Дорогая Надя!Я взял домой 80 книг,чтобы никто из моих друзей не пострадал. Решите проблему доставки
и книга Ваша. Жаль Елена Дмитриевна не дожила.
Будьте счастливы. Ф,Березин

Методика многостороннего исследования личности.

Поздравляю, Феликс Борисович!

И очень рад за психологов, психиатров.

Re: Методика многостороннего исследования личности.

Спасибо.Далась книга нам нелегко.Из трех авторов до тиража дожил я один. Ф.Березин

ураааа! Я радуюсь не только книге, но и тому, что можно будет расшифровать результаты, надеюсь, у меня получится, хоть я и не психолог.
С искренним уважением, Елена

Дорогая Елена,
спасибо за поздравление. Интерпретации нужно учиться годы, а узнавать цифры мы Вам научим.
Всегда рад читать Ваши комментарии
Ф.Березин

Сердечнейшим образом поздравляю Вас, глубокоуважаемый Феликс Борисович!
И поздравляю нашу отечественную психодиагностику с таким событием! Спасибо Вам за него!


с искренним уважением и благодарностью,
Я.М. Бухаров.

Благодарю Вас за поздравление.
Книга далась нелегко, но работать для таких людей, как Вы, стоило.
Ф.Березин

А я-то наивно собиралась поехать поискать в "Медкниге", чтоб Вас не затруднять :)

Дорогая Наташа,
приходите в гости и возьмёте книгу - не затрудните, а обрадуете.
Ф.Березин

Поздравляю!!
Очень приятно осознавать, что среди различной поверхностной информации, которой сейчас так много вокруг, все-таки есть та уникальная основа, на которую можно и нужно ориентироваться.

Дорогая Татьяна!
Иногда нас упрекали в избыточной сложности информации Но то, что мы делали, никогда не было поверхностным. Я рад, что Вы оцениваете нашу книгу как "уникальную основу".
Ф.Березин


Здравствуйте, Феликс Борисович!
Поздравляю с выходом Вашей книги.
С удовольствием подъедем за двумя (а может и тремя)экземплярами монографии
с Вашими автографами куда и когда Вам будет удобно.

данные для связи в личных сообщениях и в электронном письме

Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич!
Мне попалось на глаза ваше письмо, присланное еще в апреле, где вы поздравляли меня с выходом книги. Хотел поинтересоваться, читали ли Вы ее, если читали, какое она на вас произвела впечатление.
Ф.Березин

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Феликс Борисович!
Примите мои искренние поздравления и большую благодарность за этот труд, который дает многим из нас опору в работе. Я обязательно закажу себе Вашу книгу. И очень грустно, что теперь можно попросить токлько один автограф.
Спасибо Вам, еще и еще раз.
С Уважением, Ольга.

Дорогая Ольга!
Я и мои соавторы, да будет земля им пухом, стремились сделать третье издание максимально более полным, в частности, добавить раздел об интерпретации подготовленного нами русскоязычного варианта 16-факторного личностного теста, которая может в значительной степени отличаться от интерпретации этих же факторов в англоязычной популяции, и показать, что сочетание личностных анкетных тестов, созданных на основе разного подхода (внешняя валидность в ММИЛ и внутренняя в 16pfr), может быть вполне плодотворным. К сожалению, то, что я заканчивал книгу уже в одиночестве, несколько задержало ее выход, но она и сейчас не потеряла актуальности.
Ф.Березин

Здравствуйте, уважаемый Феликс Борисович!
На Ваш сайт зайти у меня почему-то не получается. Хотела бы заказать Вашу книгу с почтовой доставкой в г.Можайск Московской области. Куда можно сделать предоплату? Адрес напишу в личку.

Дорогая Наталья!
Только сейчас обнаружил Ваше январское письмо. Сообщите, получили ли Вы мою книгу, и если нет, мы обдумаем, как это сделать.
С наилучшими пожеланиями,
Ф.Березин.

Комментарий с сайта

Екатерина:
2013-09-18 в 03:49

Подскажите пожалуйста как купить книгу?! По ссылке переходила-она не открывается…

Re: Комментарий с сайта

Наталья:
2013-09-21 в 19:15

Екатерина, а какая ссылка не открывается? В статье, которую вы комментируете, написано, что надо написать по адресу kniga@berezin-fb.su и заказать книгу. Может быть, в петербургском Доме книги "Методику" еще не раскупили, тогда вы сможете купить ее там.

Комментарий с сайта

Елена:
2014-01-26 в 00:08
есть хорошая версия теста, проходила его на Android. Называется по моему CrossTest. Замечательная методика которая показывает натуру на изнанку. Если бы я знала раньше о своих тараканах…

Re: Комментарий с сайта

Дорогая Елена!
Человеку, который все знает "о своих тараканах", никакая методика уже не нужна. Только в силу механизмов интрапсихической адаптации знать все о своих тараканах невозможно. А хороших методик немало.
Компьютерные технологии могут влиять на характер тестирования, терминологию и большее или меньшее удобство тестирования, но в принципы тестирования компьютеры пока ничего нового не внесли.

Всего самого доброго,
Ф.Березин

Комментарий с сайта

Владимир

08.02.2014 в 20:27
Здравствуйте. Оплата наличными, по факту получения, возможна? Или только безналичный расчет? Заранее спасибо за ответ.

Re: Комментарий с сайта

Глубокоуважаемый Владимир!
Если Вы сообщите Ваш домашний адрес, книга будет выслана Вам наложенным платежом. Тогда Вы заплатите наличными на почте при получении. Книгу можно заказать по адресу kniga@berezin-fb.su

До связи,
Ф.Березин

Комментарий с сайта

Лидия

Здравствуйте! Хотела бы приобрести Вашу книгу. Живу в Москве. Подскажите , пожалуйста, адрес магазина, где она продается. В крупный магазинах("Москва", "Библио глобус", "Молодая гвардия") ее не нашла.

Комментарий с сайта

Ольга

Отправлен 19.03.2014 в 07:07
Здравствуйте. Книгу то я вашу купила (пришлось постараться — я из Минска), но не нашла стимульного материала ни к одной из методик (брошюры или хотя бы списка вопросов). Подскажите, где можно их найти. Мое рабочее место не оборудовано для работы в интернет, а каким образом предъявлять методику?

Комментарий с сайта

Ирина:
2014-09-28 в 06:49 (Изменить)
Добрый день! Скажите, пожалуйста, книга продаётся со стимульным материалом или его необходимо покупать отдельно? Можно узнать все возможные варианты покупки данной книги? Проживаю в Москве. Заранее спасибо.

Re: Комментарий с сайта

Дорогая Ирина!
Мы вам сообщим в личном письме номер телефона, позвонив по которому, книгу в Москве приобрести проще всего. Приобретя книгу, вы получаете право зарегистрироваться на моем сайте в качестве исследователя и предъявлять испытуемым стимульный материал онлайн. Я полагаю, что это лучший вариант, потому что никакое ручное исследование не даст Вам такого количества данных.
Стимульный материал для ручной обработки я высылаю только людям, квалификация которых мне известна, при условии приобретения не менее чем 10 книг. Все материалы – это отдельный разговор, я должен знать уровень уровень Вашей квалификации. О квалификации я сужу по сведениям, какой вуз Вы окончили и имеете ли Вы профессию психолога или врача со специализацией по клинической психологии. Если Вы психиатр, то вопрос о представлении Вам этих материалов я буду решать после личной беседы, хотя бы по телефону. В том случае, если Вы получите материалы для ручной обработки, они носят конфиденциальный характер и не подлежат передаче.
Всего Вам самого доброго,
Ф.Березин.

  • 1
?

Log in