?

Log in

No account? Create an account

berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Flag Next Entry
664. Мария 3.
berezin_fb

После того, как Мария написала «Я онлайн», я сразу позвонил ей и спросил:
- Хотите ли вы начать с обсуждения результатов тестирования, или в конце вчерашней встречи у вас возник вопрос, с которого вы бы хотели начать сегодняшнюю беседу?
- Я бы хотела вначале кое-что объяснить Вам, — сказала Мария, — это касается прошлой сессии. Вы помните, что во время прошлой сессии Вы меня спросили, не произошло ли что-нибудь?
- Помню.
- Что вызывало у вас желание задать такой вопрос?
- Вы изменились в лице. Ваше лицо выражало какую-то неприятную эмоцию, больше всего похожую на страх.
- Это изменение выражения моего лица длилось долго?
- Нет, 2-3 минуты.
- Я хотела бы Вам это объяснить. Вы похвалили меня. Вы сказали, что я всё хорошо воспринимаю и что со мной приятно работать.
- Да. И что?
- Но мой опыт говорит о том, что за похвалой обычно следует какая-то просьба, и я испугалась.
- Чего или кого?
- Вас.


Промелькнул страх.
Фото: stuant63

- Но ведь вы сообщали мне, Мария, что меня вы совсем не боитесь?
- Это правда. Я вас и сейчас совсем не боюсь. Как только разговор продолжился,  и никакой просьбы не последовало, страх исчез.

- Вы всегда боитесь просьб?
- Нет, только иногда. И в этот раз я испугалась.
- А чего я мог бы попросить у вас, Мария? Вы называли мне сумму своей зарплаты, моя выше, больше чем в два раза. Ваша основная проблема сейчас – приобретение собственной квартиры, у меня – большая квартира, 100 метров, больше мне не нужно. К какой сфере могла бы относиться моя просьба?
- Феликс Борисович, здесь очень плохая звукоизоляция. Если прислушаться, то можно разобрать, что говорится в квартире соседей. Поэтому я буду сейчас писать.
- А я могу говорить?
- Да, ведь я слышу вас через наушники.
- Хорошо, напишите.
Мария написала:
«Я испугалась просьбы эротического характера».
- Мария, вы знаете сколько мне лет?
- Вы когда-то писали об этом. Точно не помню, но около 80-ти.
- И вы полагаете, что вот в этом возрасте  у меня сохранилась такая сила эротических эмоций, что они возникают даже при беседе по Скайпу? А, кроме того, вы говорили мне, что считаете меня хорошим врачом. Хороший врач соблюдает врачебную этику, а такая просьба врачебной этике противоречит.
И снова Мария написала, хотя дальнейший текст был безобиден и его можно было говорить вслух:
«Я согласна с Вами, что изменение выражения моего лица длилось примерно 2-3 минуты, потому что именно такое время я испытывала страх»
- Страх исчез сразу, или постепенно?
«Сразу. Как только вы продолжили беседу, я увидела, что никакой просьбы за похвалой не последовало»
- Такой страх бывает у вас и по отношению к другим людям?
«Такого рода страх, пожалуй, только по отношению к одному. Но я с ним не общаюсь сейчас, и поэтому не ощущаю страха».
- Не скажете мне, кто этот один человек?
«Вероятно, скажу, — написала Мария, — но, может быть, лучше позднее».
- Я не тороплюсь. Может быть, мы пока обсудим результаты, которые получились при тестировании?
- Это было бы очень интересно, — сказала Мария. -  Ведь вы полагали, что сможете мне что-нибудь сказать о моём внутреннем мире и о переменах в  моём состоянии.
- О переменах я пока могу сказать немного, у меня нет более ранних результатов, а, соответственно, мне не с чем сравнивать ваше нынешнее состояние, хотя некоторые выводы можно сделать из сопоставления того, что я получил в результате тестирования, и того, о чём вы мне рассказывали. О внутреннем мире я могу сказать больше. Пожалуй, то, что я сейчас скажу, прозвучит тавтологией, но ваш внутренний мир очень внутренний. Ваши потребности, эмоции, мысли запускаются внутренними стимулами. Они мало  связанны с окружающим. Например, могут возникать потребности, неуместные в какой-либо ситуации, или чувства, которые постороннему наблюдателю не будут казаться  уместными. Когда вы хорошо владеете собой, вы можете не проявить этих чувств, тогда они не будут удивлять окружающих. Мы ещё будем обсуждать, с чем связаны такие черты вашего характера. Но я могу сказать, что если измерять показатель в стенах, а стен равняется половине среднеквадратичного отклонения, то в данном методе всё, что превышает уровень двух сигм, приравнивается к двум сигмам, а всё, что ниже среднего уровня стандарта более чем на два среднеквадратичных отклонения, принимается за минус два среднеквадратичных отклонения. Мы ещё будем обсуждать это в процессе нашей работы, но сейчас я не вижу причин для того, чтобы у вас уровень тревоги и эмоционального напряжения составлял 9 стенов из 10 возможных. В процессе обсуждения мы в этом разберёмся. Раз возникшие представления, мысли, концепции у вас подолгу сохраняются, и изменить их трудно. Часто эти концепции связаны с ощущением угрозы или чувством нарушения ваших прав. Вы строите модель любой ситуации в своём внутреннем мире, и можете приходить к каким-то выводам, затрагивающим и других людей, даже не поговорив с ними об этом, даже не сделав попытки объясниться. Эта ориентировка на внутренний мир, если измерять её в цифрах, будет составлять 9,58 стенов. Вы склонны подчёркивать, что проблемы, стоящие перед вами, очень трудно преодолеть. А, может быть, они вообще непреодолимы. Когда мы будем говорить о ваших проблемах, не нужно акцентировать их чрезвычайную трудность. Я очень внимателен, я ничего не пропущу, даже если об этом будет упомянуто просто мимоходом. Сейчас вы склонны больше обращать внимание на то, что мешает удовлетворению ваших потребностей, чем на то, что удовлетворению ваших потребностей способствует. Вам сложно преодолевать сопротивление, и вы чувствуете себя неловко, если вдруг оказываетесь в роли лидера. Вы привыкли к среднему уровню своего настроения и полагаете, что такой уровень настроения характерен для большинства. Но это не так. Ваше настроение большую часть времени ниже, чем у большинства. Сейчас оно снижено ещё больше, чем обычно. Вы знаете себе цену, вы знаете, что у вас хороший интеллект, высокий уровень ответственности  и стремление к соблюдению социальных норм. Но у вас вызывает сомнение, понимают ли это другие. И то, что даже несомненные с вашей точки зрения достоинства не отмечаются окружающими и не оцениваются по достоинству, ещё более снижает ваше настроение. Когда вы в первый раз обратились ко мне, ситуация для вас выглядела резко негативно. Вы полагали, что вам не дают проявить свои способности, а то, что вы, всё-таки, делаете, недооценивается. Тревога и подавленное настроение доставляют вам страдания, и у вас возникает мысль: «Ради чего или ради кого я должна переносить эти страдания?» Но я полагаюсь на ваш здравый смысл. У вас не просто хороший, у вас блестящий интеллект. Значит, вместе с вами мы сможем проанализировать ситуацию. Кроме того, выраженная потребность в соблюдении социальной нормы  будет способствовать отказу от любых форм поведения, которые могут быть расценены как грубое нарушение социальной нормы. И, наконец, круг вашего общения не широк. Но в этом кругу  есть по крайней мере 3 человека, которым бы вы не хотели причинять отрицательных эмоций. Пока это всё, что на этом этапе уместно сообщить на основе результатов тестов. Было ли понятно всё, что я говорю?
- Да, — сказала Мария, — и потом, я печатаю очень быстро, и большую часть того, что вы сказали, я сохранила в ноутбуке, и буду иметь возможность возвращаться к этому  и продумывать ваши слова.
- Изменилось ли что-нибудь в вашем состоянии по сравнению со вчерашним днём?
- Да. Я стала больше задумываться. Всё это время я смотрела на мир из себя, а уже с сегодняшнего утра я почувствовала, что я смотрю на себя из мира.
- Можете вы привести какой-нибудь пример?
- Да. Когда я говорила, что мой муж сильный человек и справится с последствиями моей смерти,  я смотрела на это изнутри. А сегодня я подумала: «А если поглядеть его глазами, как это будет выглядеть?» И решила, что помимо грусти и тоски, которые у него несомненно появятся, если я умру, то если моя смерть будет результатом моих собственных действий у него может появиться, или даже наверняка появится,  ощущение предательства. Он подумает: «Я её так любил, а она меня бросила».
- И что, с вашей точки зрения это будет справедливое суждение.
- Пожалуй, да. Мне по-прежнему трудно в этом мире, но сейчас мысль о том, что нельзя платить злом за добро  уже пересиливает трудность существования. А Ксана — это моя кошка — целый день сегодня беспокоиться. Вот я вам сейчас покажу. Она легла на клавиатуру.
На клавиатуре действительно лежала кошка дикого колосатого окраса.
- Она беспокоится, — повтрила Мария.
- И что, вы решаетесь причинить такую боль вашему мужу и бросить так привязанное к вам существо?
- Сейчас я уже сомневаюсь в этом. Феликс Борисович, можно мы сделаем перерыв на 4-5 минут?
- Пожалуйста.


На клавиатуре действительно лежала кошка…
Фото:  Sascha Grant

И, не дожидаясь моего вопроса, Мария пояснила:
- Я и Ксана пойдём в комнату мужа. Я хочу сказать ему несколько ласковых слов  и поцеловать его, а Ксане будет приятно на это смотреть.
Мария действительно вернулась через считанные минуты, и опять я обратил внимание на выразительность её мимики. За эти минуты лицо её просветлело.
- Мой муж, — сказал она, — вдобавок ко всем его достоинствам, ещё и талисман. У женщин, которых я знаю, бывают счастливые кольца или счастливые серьги, которые они надевают каждый раз, когда хотят, чтобы к ним пришла удача. У меня нет вещей-талисманов, но у меня счастливый муж. Куда бы мы ни пошли вместе, я знаю, что удача непременно будет.
- Хорошо, Мария, мы будем проводить психотерапевтическую сессию  в течение полутора часов ежедневно. Всегда в это время. Скажите, Мария, во время нашей беседы вы думали о самоубийстве?
- Только как об общей проблеме, не применительно к себе и нынешней ситуации.
- А если я попрошу вас подумать об этом применительно к себе?
- Трудно сказать, — ответила Мария, — но буквально в течение последних 10-20 минут у меня заметно улучшилось настроение, и я острее почувствовала, как я люблю моего мужа. Если это станет постоянным настроением, наверное, мысли о самоубийстве уйдут.
- Хорошо. Если у вас нет вопросов, то можно на сегодня закончить.
- У меня есть вопросы, которые я должна обдумать самостоятельно и, перечитывая ваши слова, которые я записала. Это уже «домашнее задание».  А беседы на сегодня, вероятно, достаточно.
- Хорошо Мария, тогда я прощаюсь с вами до завтра.
- До завтра, Феликс Борисович, тем более, что уже половина двенадцатого, а мне нужно рано вставать, чтобы не опоздать на работу. Спокойной вам ночи.
- И вам всего доброго, — ответил я.

Продолжение следует.


promo berezin_fb january 13, 2015 11:03 86
Buy for 10 000 tokens
В декабре исполнилось три года со дня выхода монографии «Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения», которую я с глубокой горечью могу назвать своей. Оба моих соавтора умерли в самом начале работы над книгой. Я писал…

  • 1
здорово...хотелось бы и мне такой диагностики))))

Дорогая Изабелла,
диагностика вещь доступная, но нужна она только в том случае, если есть какие-то мешающие жить расстройства личности или неврозы.
Всего самого доброго,
Ф.Березин

Просто хочу выразить свое удовольствие от прочитанного, как ощущение. Понравилось.

Глубокоуважаемый Сергей,
мне приятно, если то, что я пишу, вызывает у вас удовольствие, постараюсь и впредь Вас не разочаровывать.
Ф.Березин

Здравствуйте, Феликс Борисович!
Интересно, часто ли встречается такая реакция, что вслед за похвалой последует просьба? Я люблю хвалить людей, мне кажется, это хорошая тема для разговора, хвалить собеседника, всегда ведь можно найти, за что похвалить - и вот как раз вспомнила, как в прежнем круге общения некоторые люди сразу как-то мрачнели и замыкались, а я не понимала, отчего! Хотя, может, у них просто была очень-очень узкая зона комфорта, нарушить ее ничего не стоило...

Итак, вы подобрались к ранней травме... Но это же уже почти психоанализ? Значит, иногда он все же служит хорошую службу?

Наташа

Дорогая Наташа, мнение о том, что за похвалой следует просьба, это не моё мнение, а мнение Марии, а выражение "ранняя травма" указывает только на возраст, в котором психическая травма была перенесена, и употребляется далеко не только психоаналитиками.

Всегда благодарный Вам,
Ф.Березин

Эта часть повествования менее тревожная, чем предыдущая...

Глубокоуважаемый Филипп, в описываемый период Мария проходила курс психотерапии и состояние её, естественно, уже давало меньше поводов для тревоги.
До связи,
Ф.Березин

Феликс Борисович, Вы пишете о весьма трудоемких сессиях длительностью около полутора часов ежедневно - это рекомендованная Вами для подобных случаев частота сеансов?

Дорогая Дарья, в случаях, когда я вижу явную угрозу человеческой жизни, я начинаю с ежедневных сеансов, делаю их постепенно более редкими по мере того, как угроза уменьшается, доходя в конце терапии до одной сессии в неделю.
Всего самого лучшего,
Ф.Березин

Спасибо за ответ!

Дорогая Дарья,
рад быть Вам полезным, надеюсь, что наша переписка на этом не прекратится.
Всего самого лучшего,
Ф.Березин

Edited at 2013-07-27 06:32 pm (UTC)

Феликс Борисович, здравствуйте, у меня вопрос не конкретно по этому посту, а вообще. Психолог/психиатр постоянно имеет дело с болью других людей, он же должен как-то им сопереживать, чтобы понять проблемы корреспондента, пытаться увидеть мир чужими глазами, не в самом радужном свете (как предполагаю). А что позволяет врачу не сорваться рано или поздно в депрессию? Я бы, например, так не смог. Это какие-то особенности личности? Или с опытом приходит? Или какие-то специальные техники есть?

Артем

Глубокоуважаемый Артём,
специальные техники есть, но мне прибегать к ним ещё не приходилось. Сопереживание вызывает у меня не депрессию, а активные способы добиться улучшения состояния пациента в возможно более короткий срок. Когда я получаю эффективный результат, а это основной исход моей терапии, то я испытываю облегчение от того, что мне удалось ликвидировать угрозу, которой подвергался пациент, и, кроме того, удовлетворение от хорошо проделанной работы. Я думаю, что такие концовки уравновешивают тяжёлые ощущения, которые обычно терапевт переживает в начале терапии.

До связи,
Ф.Березин


Edited at 2013-07-27 06:32 pm (UTC)

Здравствуйте Феликс Борисович!
Меня заинтересовали эти слова: "Вы знаете себе цену, вы знаете, что у вас хороший интеллект, высокий уровень ответственности и стремление к соблюдению социальных норм. Но у вас вызывает сомнение, понимают ли это другие. И то, что даже несомненные с вашей точки зрения достоинства не отмечаются окружающими и не оцениваются по достоинству, ещё более снижает ваше настроение. Сейчас, когда вы в первый раз обратились ко мне, ситуация для вас выглядела резко негативно. Вы полагали, что вам не дают проявить свои способности, а то, что вы, всё-таки, делаете, недооценивается."
Не понимаю как человек, знающий себе цену, может настолько сильно беспокоиться о хорошей оценке от окружающих? Не отрицаю, что признание твоих проф.качеств на работе - очень частый компонент успешной деятельности, но ведь место работы можно и поменять... Мне кажется, что человек твердо знающий свои плюсы и минусы, в первую очередь ориентируется на свои оценки, в противном случае он просто очень не уверен в себе. Я ошибаюсь?
С уважением,
Алла

Здравствуйте, Алла! А вот у меня похожая ситуация, и я бы объяснила это так: если разные профессиональные качества сравнить с валютами разных стран, то кроме абсолютного числа, сколько у меня, например, белорусских рублей или украинских гривен, еще будет важно и относительное - а вот у другого гораздо меньше белорусских рублей и украинских гривен, зато у него куда больше шекелей и долларов, и, похоже, в этом коллективе (а может, и вообще в этом времени и в этом обществе) шекели и доллары ценятся дороже, чем рубли и гривны... А обмен, кажется, запрещен или затруднен.

Например, я работаю в организации, где совершенно не важно все, чему меня учили в университете, я бы и после школы могла тут хорошо работать. Правда, я умею хорошо слышать, что говорит Онищенко. Помню, объясняла журналистам, что да, есть такой термин из высшей математики - итерация! А еще: что не лекарства устойчивы к вирусам, а вирусы к лекарствам; что не бывает штаммов заболевания, а бывают штаммы вирусов или микроорганизмов; что нельзя обнаружить в пробах вирус сибирской язвы, потому что сибирская язва не вирусом вызывается, и пр. Правда, все это я тоже в школе знала.

Ну и вообще. Сайты по поиску работы полны советов соискателям - из них следует, что самое важное - навыки самопрезентации. Вот, допустим, достоинство человека - разбираться в мелких значках или работать с информацией, работать он будет хорошо в этой сфере; но возьмут того, который умеет с первого раза произвести лучшее впечатление. Очень частая ситуация, преобладающая.



Edited at 2013-07-16 06:22 pm (UTC)

Здравствуйте Наташа!
Не знаю сколько Вам пришлось жить в СССР, но я то прожила всю свою "профессиональную" жизнь. Да от нас не требовались навыки самопрезентации. После техникума, института мы получали направление и работали. Перед эмиграцией мы были на интервью с человеком который искал себе работников в стране в которую мы переезжали. И от него мы впервые услышали, что нужно уметь себя подать (он сказал "продать"). Поняли мы что это такое только когда уже обустраивались в Израиле. Это было нелегко, и одним это удается лучше или хуже, или вообще никак. Но, поверьте мне, ни мне, ни мужу все те работы, на которых нам пришлось работать поначалу, никак не повлияли на нашу самооценку. Потому я говорю, что человек уверенный в себе, на мой взгляд, в первую очередь ориентируется на свою оценку себя.
С уважением,
Алла

Здравствуйте, Алла! Я училась в СССР, причем весьма старательно, а начала работать, когда Союз уже стремительно разваливался. С первым работодателем мне очень повезло, хотя поняла я это гораздо позже. В общем, когда я научилась работать по-советски и приносить пользу, а потом поступила в университет - произошли известные события, и возникла ситуация, когда те работодатели, которым я раньше была нужна такая, как есть, оказались неплатежеспособны (академические институты и университет), то есть не то что маленькие зарплаты, а ставки сокращали. А новым было нужно нечто иное. То же самое происходило у моих родителей - инженеров из отраслевых НИИ, они боялись что-либо менять и просто ждали, когда же все это закончится. Но это не главное!
Да, конечно, уверенный в себе человек вообще легко адаптируется, но, по-моему, уверенность в себе не имеет отношения к действительным профессиональным качествам. Может быть, она имеет больше отношение к базовому доверию к миру. В пределе уверенный в себе человек все, в чем он слаб, объявляет несущественным. А неуверенный сомневается в ценности того, в чем он силен. Или даже не сомневается умом, но за него все делает психосоматика.

Полностью с Вами согласна в данном случае - "уверенный в себе человек вообще легко адаптируется, но, по-моему, уверенность в себе не имеет отношения к действительным профессиональным качествам.". Человек, который нам давал советы по адаптации в новой среде, где былые заслуги и звания совсем не имели (или почти не имели) значения, говорил: вы должны понравиться нанимателю, а потом он смотрит на ваши профкачества. Иногда на вопрос: "умеешь ли, знаешь ты это?" - приходится говорить "да" при этом не обладая в полной мере тем, что требуется работодателю. И вот тут-то и требовалась уверенность и трезвая оценка своих возможностей.
Но если подумать, то и в бытность направления на работу, твоя трудовая деятельность очень зависела от того насколько ты нравился начальнику, и, увы, ни какие твои трудовые успехи не уберегали от мозгополоскания. Вообщем-то тема перестраивания своей профдеятельности очень непроста...
Конечно, сейчас прочитав историю Марии дальше, я понимаю почему при всем том, чем она обладала, у нее не было достаточной уверенности в себе.

Здравствуйте, Алла! Наверное, вообще трудно ожидать уверенности в себе от человека, который находится на грани суицида?
Наташа.

Может и приходит на эту грань, потому что теряет уверенность в своей ценности?

Мне трудно себе представить, что чувствует такой человек.

Дорогая Наташа!
Человеку, которому никогда не приходила в голову мысль о самоубийстве, бывает весьма трудно представить себя в такой ситуации.
Всегда благодарный Вам,
Ф.Березин

на комментарий

Дорогая Алла!
Это возможно. Но также возможен вариант, когда "выход на грань" определяется тем, что человек сохраняет уверенность в себе и считает, что другие ценят его ниже, чем он того заслуживает.
Желаю Вам мира и благополучия,
До связи,
Ф.Березин

Edited at 2013-12-13 03:06 pm (UTC)

на комментарий

Дорогая Наташа!
Как ни странно это выглядит с точки зрения рядового обывателя, готовность покончить с собой может сочетаться с уверенностью в себе по принципу "один выход у меня есть всегда, и я не побоюсь им воспользоваться, если это будет нужно".
В некоторых этносах, например, у чукчей, предпочтение самоубийства подчинению чужой воле вызывает уважение к человеку, который это сделал. Диалог может протекать между любыми из членов этноса примерно так: "Начальник не дал мне новых оленей, хотя обещал. Он унизил меня. Я пойду на сопку и застрелюсь" (почему-то это нужно было делать преимущественно на сопке). Если человек не выполнял такого намерения, то он "терял лицо". И за этим обычно следовала реакция окружающих: "Пустой человек, зря слова говорит". Поэтому уверенность в себе зависит не только от особенностей личности, коперниковского и птоломеевского поворотов, но и от особенностей культуры данного этноса.

Всегда благодарный Вам,
Ф.Березин

Edited at 2013-12-13 03:02 pm (UTC)

На комментарий

Дорогая Алла!
Во время моего первого посещения Израиля человек, который полагал, что сделал для себя правильный выбор, выехав из СССР в Израиль, сказал мне: "Это очень по-разному. Вы привыкли, что высокая оценка ваших профессиональных исследовательских и врачебных качеств известна априори. А здесь вам надо будет заново продавать себя. При вашем нынешнем социальном статусе это будет восприниматься как оскорбление". И моя многолетняя сотрудница, которая была профессором в СССР и старшим лаборантом в Израиле, подтвердила мне это. "Двух карьер за одну жизнь не сделаешь, - сказала она. - Но если вы создадите себе, скажем, репутацию человека, который универсально владеет всеми методиками исследования биогенных аминов, это может заинтересовать работодателя, таких специалистов мало. Кроме того, молодые люди неохотно работают с изотопными методиками, тогда как люди пожилые не придают этому особого значения". Проведя несколько бесед, я убедился, что первые мои собеседники были правы, и счел за благо продолжить работу в СССР. В своей стране у меня уже был опыт соотнесения самооценки и оценки через взгляд из мира на себя, и эту трудную работу не нужно было проводить сызнова.
Желаю мира и благополучия Вам и всему народу Израиля,
Ф.Березин


Edited at 2013-12-13 02:45 pm (UTC)

На комментарий

Дорогая Наташа!
Для адекватной психической и психофизиологической адаптации нужна не как можно большая уверенность в себе, а та степень уверенности в себе, которая адекватна задачам, которые человеку предстоит решать. Чрезмерная уверенность в себе может приводить к стремлению в любом случае решить задачу, для рассмотрения которой человек недостаточно подготовлен. Процесс адаптации протекает наиболее эффективно, когда сложность задачи, с одной стороны, и особенности личности и интеллектуальной подготовки - с другой соотносятся адекватно.

Ф.Березин

На комментарий

Дорогая Алла!
Трудно себе представить, что взгляд окружающих на личность и способности человека не оказывает никакого влияния на его обобщенную самооценку. Это взгляд "из мира на себя" и "коперниковский поворот". За этим неизбежно последует взгляд "из себя на мир" (птоломеевский поворот). Поскольку личность функционирует в чередовании этих поворотов, то у любого человека оба они играют роль, и разница между людьми в этом плане будет только в относительной значимости каждого из этих поворотов.
Желаю Вам мира и благополучия,
Ф.Березин

на комментарий

Дорогая Алла,
Мария, во всяком случае в начале наших психотерапевтических сессий, была человеком в себе неуверенным, ей было важно получить признание и поддержку. С другой стороны, ей было трудно менять среду, и мысль о смене места работы вызывала дополнительную тревогу. Я думаю, что успешная психотерапия позволяет справиться с этими проблемами.
Желаю Вам мира и благополучия,
Ф.Березин


Edited at 2013-12-13 02:00 pm (UTC)

  • 1