Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи (berezin_fb) wrote,
Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи
berezin_fb

Categories:

97. Ола. 3

Второй этап исследований студентов сельскохозяйственного техникума на Оле был проведен после завершения исследования моряков тихоокеанского флота, и в будущем я предполагал тщательно сопоставление всех исследованных нами групп, а тихоокеанцы совпадали со студентами по возрасту. Студенты, которое одно исследование уже прошли, быстро вспоминали инструкции, в соответствие с которыми надо было выполнять те или иные задания, но в нашем приезде, больше чем  любые задания, их интересовало надолго ли мы приехали, откуда, будем ли приезжать ещё, и в этих вопросах сквозило явное желание, чтобы мы приехали надолго и в будущем приезжали ещё. Интересно отметить, что эти чувства у представителей малого народа севера были более выражены, чем у студентов-мигрантов.

Второе исследование могло показать динамику особенностей личности и психического состояния испытуемых, которые ещё продолжали учиться в техникуме, но уже приближались к выпуску,  и это тоже могло откладывать отпечаток на их психологические особенности.

Наконец мы могли сравнить учащихся старших курсов с теми, кто обучался на младших, и ещё не учился в техникуме во время первого исследования. Кроме того, на этот раз наибольшее внимание было уделено социально-психологическим аспектам адаптации. На этих исследованиях хочется остановиться подробнее. Значение негативных социально-психологических факторов  у представителей пришлого населения (не лишне напомнить, что в данном случае речь идёт только о представителях пришлого населения) проявлялось в большей частоте нарушений психической адаптации, выраженных настолько, что я называл их клинически выраженными. Если бы эти студенты обратились бы за помощью к врачу, то в любом регионе и вне всякой связи с адаптацией к условиям Севера, им был бы поставлен диагноз какого-либо невроза, или изменения личности. Но студенты к врачам не обращались и не отдавали себе отчёта в том, что какие-то изменения их психической деятельности осложняют их жизнь.

Среди социально-психологических факторов большую роль играла установка по отношению к Северу. Наибольшая вероятность нарушений психической адаптации, в том числе клинически выраженных, обнаруживалась у лиц, не имеющих прочных межличностных связей с ближайшим окружением,  не состоящих в   фактическом браке (зарегистрированность брака при этом не играла роли), а при наличии такого союза, играло роль возникновение частых конфликтов с партнёром. При этом бросалось в глаза то обстоятельство, что конфликты, как правило, не требовали для своего возникновения существенной причины. Они возникали как результат случайного повода, и, после того, как конфликт разрешался, оба партнёра удивлялись, что он мог возникнуть из-за такой мелочи. И, всё же, если конфликты повторялись часто, сначала уменьшалось положительное отношение к партнёру, а в затянувшихся случаях могло возникнуть и отрицательно отношение. С этим была связана более мотивированная трактовка конфликтов, при которой конфликты не относились за счёт повода, их вызвавшего, а связывались с негативными особенностями характера партнёра, его недостаточной способностью контролировать своё поведение, его эгоцентризмом, из-за которого он не мог вовремя принять во внимание интересы другой стороны, что усугубляло лёгкость, с которой этот человек шёл на конфликт.

В некоторые периоды я мог говорить (обычно после серии конфликтов, и когда негативные качества партнёра в этих конфликтах обнаруживались) о странном союзе двух людей, которые отрицательно оценивают друг друга. И, тем не менее, за время наблюдений мы не обнаружили ни одного случая разрыва сложившегося союза независимо от того, был или не был он официально оформлен. Союз сохранялся, но сохранялось и его негативное влияние на эффективность психической адаптации.

Вообще, негативная оценка окружающих оказывалась мощным фактором в формировании адаптационных нарушений, особенно клинически выраженных. Можно было  сделать вывод, что нарушения психической адаптации у студентов-мигрантов, равно как у детей мигрантов (которые обладали теми же социально-психологическими особенностями и передали эти особенности своим детям по механизму социального наследования), обусловлены  почти исключительно социально-психологическими факторами.

Поскольку во многих исследованиях адаптации главную роль придают природно-экологическим факторам, мы проверили эту гипотезу и не подтвердили её. Отношения к природе Севера не обнаружило достоверных различий между эффективно адаптированными студентами и студентами с клинически выраженными нарушениями адаптации. Если восприятие природы Севера не различалось при сравнении этих крайних групп (эффективно адаптированных и с клинически выраженными нарушениями адаптации), то нет основания говорить, что нарушения психической адаптации связаны с  экологическими и климатическими условиями.

Возможно, что некоторые особенности связаны с различным уровнем социальной зрелости студентов. В одном и том же возрасте  психологическое интервью выявляло у большей части студентов старшего курса черты вполне сформировавшейся зрелой личности, но примерно четверть испытуемых отличалась некоторым инфантилизмом  и отсутствием ясных представлений о том, как эта особенность личности может сказаться на их месте в мире.

На этот раз исследования на Оле были ещё более напряжёнными, хотя когда мы были здесь в первый раз, ещё большую напряжённость было трудно  себе представить. Когда  терялась чёткость  в проведении исследований и нить во время психологических интервью, мы делали перерыв и выходили на реку Ола.


Река Ола.
Фотграфия с сайта http://www.gff-lgi.spb.ru/kolima07.htm


Устье реки Ола.
Фотграфия с сайта http://www.gff-lgi.spb.ru/kolima07.htm
Действие социально-психологических факторов усиливалось при некоторых личностных чертах, особенно у лиц, аффективно ригидных (т.е. склонных к разработке трудно поддающихся изменению концепций и склонных к вторичному контролю эмоций). Возможно, что последний термин нуждается в разъяснении. Обычный, характерный для лиц с устойчивой адаптацией, контроль эмоций предполагает, что субъект в состоянии понять, насколько оправданы его эмоции, особенно негативные, и прийти к выводу, что нужно корректировать собственные эмоции. При вторичном контроле эмоций эмоция воспринимается субъектом как данность, и он исследует ситуацию, особенности участвующих в ней людей до тех пор, пока в его труднокорригируемых концепциях не возникнет объяснение негативных эмоций за счёт действий окружающих, и ситуации, которую они создали.
У студентов из числа коренного населения клинически выраженные нарушения адаптации не встречались. У них исходно был достаточно выражен самоконтроль, а негативное отношение к окружающим их людям встречалось скорее как исключение за счёт тех, уже упоминавшихся мною личностей, у которых была «плохая злость». Тогда же я говорил, что вывод из этого делается однозначный. От людей, у которых «плохая злость» нужно держаться подальше. Никому в голову не приходит, что на них можно как-то воздействовать, что можно сделать что-нибудь, чтобы этой «плохой злости» не было.

«Плохая злость» у данного человека воспринимается как его неотъемлемая  черта, с которой нужно считаться, чтобы плохая злость такого человека не вызвала неблагоприятных для тебя последствий. Возникшие брачные союзы у студентов были практически полностью безконфликтными, и раз возникшее положительное отношение к партнёру, уже не менялось. Отношения с семьёй также, как и в Анадырьском  интернате, приобретали отрицательную роль, когда старшие члены семьи не обнаруживали по отношению к младшим внимания, участия и стремления устанавливать частые контакты. По сути дела, в этом случае у младших членов семьи возникало ощущение отчуждения, и они уже и сами не стремились к контактам с родителями, и если проводили лето в оленеводческой бригаде, то в такой, в которой у них были более далёкие родственники, обнаруживающие к ним привязанность и радующиеся их приезду. При усреднении данных, полученных во время описываемых исследований, у представителей малых народностей Севера отмечалось достоверно более низкая, чем у мигрантов тревога и рано формирующийся самоконтроль.

Техникум на Оле оказался настоящим кладезем новых находок (я употребляю слово «находок» потому, что «открытий» звучало бы нескромно). В этот раз мы  включили в батарею психодиагностических методик исследование миокинетики с помощью теста, разработанного Mira y Lopez, что позволяло судить о постоянных конституциональных особенностях студента и судить о том, насколько эти конституциональные особенности отражаются в актуальном поведении. Это сравнение было основано на различии в выполнении эталонных, по заданному шаблону движений левой и правой рукой. У правши (левши в этот эксперимент не включались) правая рука более обучаема и в большей  степени сказываются актуальные состояния на её движениях. Параллельно исследуемые по тем же шаблонам движения левой руки в большей степени отражали конституциональные особенности субъекта. Отклонения в плоскости, перпендикулярной направлению движения, отражали наличие эмоционального напряжения и были более выражены у представителей народностей Крайнего Севера. Других выраженных отклонений в этой группе не отмечалось. У студентов-мигрантов в период исследования отмечалось увеличение амплитуды движений правой руки по отношению к левой во всех эталонах-субтестах. Это означает, что только повышенное эмоциональное напряжение характеризует состояние коренных жителей Севера в необычной для них ситуации исследования, в то время как все остальные характеристики – экстра-интраверсия, психомоторный тонус, направленность на объект, которая при большой выраженности может свидетельствовать об агрессивности – оставались в пределах конституциональной нормы, т.е. в границах колебаний движений левой руки. У студентов-мигрантов амплитуда движений возрастала во всех субтестах, и это означало, что в период исследования у них возрастает психомоторный тонус, направленность на объект и  экстраверсия. Таким образом, роль ситуации для студентов-мигрантов была значительно существенной, чем для коренных жителей Севера, у которых в этой ситуации возрастало только эмоциональное напряжение.

И ещё одно обстоятельство хочется отметить, поскольку для нас самих оно было полной неожиданностью. При исследовании мотивации достижения у представителей коренных народов Севера наибольшую значимость имел сам процесс деятельности, который обычно сопровождался положительной эмоциональной окраской. Результат, т.е. достижение успеха, был существенно менее значим, чем процесс, а прогнозируемы успех, ожидание успеха, которое у европейцев играет важную роль при выборе линии поведения, у представителей аборигенных народностей Севера было практически незначимым. Такое сочетание характеристик мотивации достижения не было нами отмечено ни у одной из групп пришлого населения.

В этот приезд я опять встречался с Анной Нутэтэгрынэ. Я не был уверен, что она помнит нашу первую встречу, среди многих дел и людей за два года эта встреча вполне могла выпасть из памяти. Но она меня помнила. Снова пригласила на вечерний чай, это было её выражение, и оно должно было, по-видимому, означать, что меня не будут принуждать к употреблению более крепких напитков. Мы опять два  часа провели за непринуждённой беседой, и в этот раз я почему-то острее почувствовал жалость к этой женщину, и симпатию к ней. Когда у человека отбирают дело его жизни, отбирают по произволу, а не потому, что в этом есть необходимость, ему разбивают сердце, и именно это я почувствовал во время нашей второй беседы.


Анна Нутэтэгрынэ в те годы, когда я был с ней знаком.
Фотография с сайта http://www.knowbysight.info/NNN/06449.asp

Анна Нутэтэгрынэ  в настоящие дни (проживает в Москве).
Фотография с сайта  http://chao.duma.anadyr.ru/modules/xcgal/displayimage.php?pid=54


Subscribe

promo berezin_fb january 13, 2015 11:03 86
Buy for 10 000 tokens
В декабре исполнилось три года со дня выхода монографии «Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения», которую я с глубокой горечью могу назвать своей. Оба моих соавтора умерли в самом начале работы над книгой. Я писал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments