?

Log in

No account? Create an account

berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Next Entry
1056. Еще один ответ на комментарий, ставший самостоятельным текстом
berezin_fb
Отсюда
alen_ka35:

Феликс Борисович, у меня несколько вопросов:
1. почему во все времена не любят евреев и до такой степени, что физически их истребляют? (с детства меня занимал этот вопрос, но никогда и никто не мог на него ответить, но может быть это и понятно, вокруг меня не было таких людей;) Но как-то у себя в блоге израильтянка Яна задала френдам такой же вопрос, и опять я не увидела ответа)
2. В/на Украине. Какое отношение у Вас к этому "принципиальному" вопросу (Я знаю, что по правилам русского языка правильно "на". Но также знаю, что украинцы очень к этому болезненно относятся. Потому в разговорах говорю "в").
3. Поляки много "угнетали" украинцев, почему к ним отношение нейтральное? Слишком давно все это было?
С уважением, Елена
Тоже жду песню с нетерпением, обожаю украинские песни.

Ответ на комментарий

Дорогая Елена!
Слово «всегда» - слово неточное. Преследование и уничтожение евреев началось инквизицией в Испании. Из всех европейских стран того периода количество евреев в Испании было наибольшим. Инквизиция сочла это попранием основ христианства. Евреям было предложено немедленно креститься или немедленно покинуть Испанию. Такое отношение инквизиции было, в частности. Связано с тем, что еврейские укрепленные кварталы, называемые гетто, имели собственные вооруженные силы. Собственность евреев конфисковалась независимо от того, крестились они или нет. Большая часть евреев, не принявшая крещение, тогда эмигрировала в Германию, где они в то время играли существенную роль в общественной и экономической жизни.
Что касается так называемого бытового антисемитизма, то он объясняется, на мой взгляд, двумя факторами. Живя среди христиан, евреи сохраняли свою религию, свои обычаи и не смешивались с местным населением. Кроме того, при любых неурядицах люди испытывают потребность искать виноватого, и евреи, которые когда-то использовали в своем обряде козла отпущения, сами оказались в роли таких козлов отпущения. При этом играет роль также заблуждение, что якобы евреи распяли Христа. Между тем право распятия принадлежало только римской власти, и евреи распять никого не могли.

Что касается государственного антисемитизма, который в царской империи достиг максимума, «В те годы дальние глухие в сердцах царили сон и мгла. Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Тогда была введена черта оседлости. Впрочем, выезд из России тогда был свободным, и Победоносцев говорил: «Евреи жалуются, что им не разрешено переселяться на восток. Но западная граница для них открыта. Почему же они не воспользуются ею?» Бытовой антисемитизм был причиной еврейских погромов, которые властями официально осуждались, но которым фактически никто не препятствовал. После каждой волны погромов следовала волна эмиграция, в основном в Соединенные Штаты, въезд в которые тогда был свободен (первый закон о регламентации эмиграции был принят в 1922 году). Кстати, в Соединенных Штатах бытовой антисемитизм не слишком распространен. Чешский путешественник Газелка писал: «С удивлением обнаружил в Японии евреев. Разумеется, их там меньше, чем в Израиле, и уж конечно меньше, чем в Нью-Йорке». Кстати, антисемиты среди интеллигентов нередко отрицают свой антисемитизм, утверждая, что среди их личных друзей много евреев. К слову хочу сказать, что, будучи евреем, лично по отношению к себе никогда антисемитизма не испытывал.

Государственный антисемитизм в Советском Союзе возник тогда, когда, вопреки надеждам Сталина Израиль не стал коммунистической страной, а израильское законодательство провозгласило право на свободное получение израильского гражданства любого еврея, родителей евреев, супругов евреев и детей евреев. Тогда в одном экземпляре в секретной синей папке за подписью Сталина был издан документ, что нельзя доверять людям, которые в любой момент могут покинуть Советский Союз и стать израильскими гражданами. Другое дело что при Сталине этому чинились государственные препятствия, да и после Сталина они были довольно выражены. Тем не менее, не испытывая личных трудностей в связи с тем, что я еврей, я однажды столкнулся с большими сложностями, когда хотел зачислить в штат своей лаборатории Татьяну Барлас, ученого талантливого и лаборатории весьма полезного. Ей категорически отказали в зачислении. Но я решил эту проблему через ученого, который тогда возглавлял партбюро факультета. Может быть, стоит дословно привести беседу, которая произошла между секретарем партбюро и начальником отдела кадров:
Начальник отдела кадров: «Ты за кого просишь? За жидов просишь?»
Секретарь партбюро: «Я за талантливого человека прошу. А жидами и русские бывают».
Формула «Жидами и русские бывают» означала, что слово «жид» превратилось просто в ругательство.
Разумеется, мой ответ не может считаться исчерпывающим. К этому следует добавить, что Гитлер для «окончательного решения еврейского вопроса» считал необходимым уничтожить всех евреев, которые находились на подвластных ему территориях. В старой синагоге Праги он намеревался создать музей исчезнувшего народа. Но еврейский народ не исчез, и антисемитизм в России, как бытовой, так и государственный, существовал до тех пор, пока действовала синяя папка Сталина, а бытовой сохранился до сих пор.
Я ответил на этот вопрос, Елена, так, как сумел, и готов, если вы захотите что-нибудь уточнить, обсуждать этот вопрос и далее.

Шевченко говорил «На Украине». Поскольку именно Шевченко был создателем литературного украинского языка, продолжаю говорить «На Украине» независимо от того, как к этому относятся те или иные националисты на Украине. Говорить, что вообще украинцы к этому болезненно относятся, нелепо. Большинству это безразлично.
Украинские песни очень люблю.
Что касается поляков, то они угнетали украинцев значительно меньше, чем российская империя. В очередной раз возвращаюсь к Пушкину: «Под покровительством Варшавы, под самовластием Москвы». Действительно, это было давно. В немецком языке есть грамматическая форма «Плюсквамперфект», которая означает давно прошедшее время. Но хотя в русском языке такой грамматической формы нет, давно прошедшее время существует.
Что касается поляков, то в свое время под водительством Пилсудского они пытались вторгнуться и на советскую Украину (тогда их называли белополяки, потому что тогда все делились на белых и красных), потом существовала Польша как член Варшавского договора. Теперь существует Польша как член НАТО. Времена меняются, и времена нельзя относить к национальности.

alen_ka35:

дискуссию запомнила, потому что читала с чувством, что наконец-то узнаю причину/причины,ведь человек в Израиле живет, кому, как не ему знать
я внимательно прочитала все Ваши ответы, спасибо большое!
простите, если хоть немного напрягла вопросами
конечно, я их пишу с надеждой на ответ, мне Ваше мнение интересно и ценно буквально по любому вопросу
но если трудно и невозможно отвечать,то умоляю - не надо! берегите себя
вопрос про евреев возник в связи с Богданом Хмельницким, что и он туда же, а недавно читала про погромы начала 20в в Иерусалиме-жили евреи бок о бок с арабами мирно и вдруг...
а по существу - я, конечно, встречала все перечисленные Вами версии ненависти, и все эти мотивы мне казались несерьезными или просто нелепыми, но видимо, все так и есть, чужое богатство и желание найти виновного в собственных проблемах творят ужасные вещи
Спасибо еще раз за развернутый ответ
Елена
Ответ на комментарий

Дорогая Елена!

Что касается того, что арабы и евреи жили мирно, то это верно в том смысле, что между ними не было военных действий. Вся Палестина в ту пору находилась под турецким владычеством, причем турецкие власти признавали Совет еврейских раввинов (раввинат) как посредника между турецкими властями и еврейским населением. Арабы же были единоверцами и не выделялись как некая особая часть населения. Соответственно, турецкие власти не допускали столкновений между арабами и евреями, хотя решения раввината принимались во внимание, и в том, что касалось евреев, турецкими властями исполнялись. Ситуация изменилась, когда после 1-й мировой войны мандат на управление Палестиной получила Англия. Англичане не считались с мнением раввината, и к тому периоду относится начало борьбы евреев за государственную независимость. Это была борьба с англичанами, не с арабами. Арабо-Израильский конфликт возник после того, как Организация Объединенных наций признала право евреев на создание собственного государства. Арабы этого права не признали, и к этому времени относится первая арабо-израильская война, из которой Израиль вышел победителем. Практически все время существования Государства Израиль войны между Израилем и арабскими странами возникали неоднократно. За подробностями можете обратиться к любым источникам, включая Википедию.

Спасибо большое, Феликс Борисович. Как всегда, Ваше суждение глубоко и обоснованно, потому и важно.


Глубокоуважаемый Владимир!
Мне приятно, что Вы находите мои суждения глубокими и обоснованными, а потому – важными. Благодарю Вас за отклик, жду новых.
До связи,
Березин

Государственные гонения на евреев в Европе начались заметно раньше испанской инквизиции (и даже до появления инквизиции как таковой). В Испании евреев было много ещё и потому, что туда перебирались из других стран - например, из Англии, откуда евреев изгнали по королевскому указу на двести или триста лет раньше, или из Германии, где в некоторых землях Империи в 14 веке погромы пресекались, а в некоторых - поощрялись властями. Когда евреев изгнали из Испании и Португалии, пошёл обратный отток - сперва в Голландию и обратно в Германию, а потом, когда был отменён тот английский указ - и в Англию...

Что касается предлога, мне понятна логика обеих сторон. По русской языковой традиции, конечно, давно сложилось использование почти исключительно предлога "на" - но та же традиция очень прочно увязывает этот предлог только или с островами ("на Суматре"), или с областями и регионами в составе государств ("на Черниговщине"), а не с самостоятельными государствами. С предлогом "в" таких ограничений нет - может быть и "в Узбекистане", и "в Сибири", и "в таком-то городе\крае".Так что, когда речь идёт о государстве, сомнения в употреблении объяснимы и могут найти основу в языковой традиции в обоих случаях. Кстати, у Шевченка оба варианта присутствуют - например, "Було колись — в Україні ревіли гармати" тоже не вычеркнешь. И в русских текстах того времени обе формы есть (при явном преобладании "на") - даже в пушкинской "Полтаве".
Язык меняется, на эти изменения влияет не только традиция, но и реальность, и вполне возможно, что в украинском всё же возобладает употребление в этом случае предлога "в" - в конце концов, и русский язык сейчас сильно отличен от языка пушкинского, в том числе и по словоупотреблению, и по формам. Хотя я - за употребление обоих вариантов, как в 19 веке.
Ну, а для казённых случаев вполне применим казённый же вариант "в государстве Украина".

Ваша логика близка мне, но автор, к сожалению утратил критическое мышление и живет лишь одними воспоминаниями причем не самыми правдоподобными.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Спасибо. Очень интересно.

Дорогая Татьяна!
Вашу благодарность я, как всегда, рассматриваю как подтверждение качества своей работы. Приятно, что Вам было интересно. Благодарю Вас за отклик, жду новых.
Всего Вам самого доброго.
До связи,
Березин

(Deleted comment)
Дорогая Нина!
Как всегда рассматриваю благодарность как подтверждение качества своей работы. Приятно, что Вы прочитали с интересом. Насколько это будет в моих силах, Вы будете регулярно получать новые тексты. Благодарю Вас за пожелания.
Всего Вам самого доброго.
До связи,
Березин

Дорогой Феликс Борисович!
Спасибо большое, что отвечаете более детально на некоторые комментарии Ваших читателей - это очень интересно. К тому же, такие диалоги делают по моему мнению общение в журнале более эмоциональным, более живым.

Дорогая Елена!
Стараюсь отвечать детально на многие комментарии. Многим из моих читателей это действительно интересно. Надеюсь, что Вы правы, и такие диалоги делают общение в журнале более эмоциональным и более живым. Благодарю Вас за комментарий. Жду новых откликов.
Всего доброго,
Березин

Все прочла с интересом. Спасибо:)

Дорогая Рая!
Мне приятно, что Вы все прочли с интересом. Благодарю Вас за отклик, жду Ваших новых откликов.
Всего Вам самого доброго.
До скорой связи,
Березин

Спасибо большое, Феликс Борисович! Эти короткие уточнения в комментариях не менее интересны всего, о чем вы рассказываете. Не знаю, интересно ли Вам, но поделюсь на всякий случай: я наполовину еврейка, но меня тоже не коснулся антисемитизм в СССР.
Всего Вам доброго,
Анна

Дорогая Анна!
Приятно, что Вам интересно то, о чем я рассказываю. Безусловно, мне интересно все, что Вы мне сообщите. А то, что Вы, будучи наполовину еврейкой, не ощущали антисемитизма в СССР, тем более мне интересно.
Всего Вам самого доброго. Жду новых откликов.
До скорой связи,
Березин

Феликс Борисович, у вас наверное, единственное место в ЖЖ, где эти вопросы обсуждаются спокойно.

Глубокоуважаемый Максим!
Вы – эксперт, Вам виднее. Но я всегда стремлюсь к тому, чтобы моё обсуждение сводилось к спокойному и объективному описанию ситуации.
Благодарю Вас за комментарий. Жду новых откликов.
До скорой связи,
Березин

Спасибо, прочитал

Глубокоуважаемый Арье!
Мне очень приятно, что Вы прочитали. И еще более приятно, что сообщили об этом. Жду от Вас новых откликов.
До скорой связи,
Березин

Феликс , но ответа прямого , кроме мифического "козла отпущения" ,я лично не услышал. Почему не любят евреев конечно в двух словах не описать. Я понимаю это. Но вы чисто по еврейски ушли в сторону. А ведь это целое исследование. Последний всплеск был против евреев в Исландии помнится ? И это ж-ж-ж.. не спроста.

Глубокоуважаемый Владимир!
Я полагал, что довольно подробно рассмотрел ситуацию. Если я был недостаточно понятен, и Вы не смогли меня услышать – весьма об этом сожалею. Не думаю, что я ушел в сторону, тем более не думаю, что это было «чисто по-еврейски». Согласен, что это требует целого исследования. Всплеск негативного отношения к евреям действительно был в Исландии. Конечно, это неспроста. Но каждая конкретная ситуация требует специального рассмотрения.
Благодарю Вас за отклик, жду новых.
До скорой связи,
Березин

Прочла с интересом
Могу дополнить своим предположением - люди всегда плохо относятся к тем, кто противопоставляет себя им. А евреи порой это и делают как раз на бытовом уровне, возможно потому, что считают себя "избранным народом".
Из антисемитистов знаю 2х, один как раз им стал после столкновения с подобным отношением к нему, как к недочеловеку. А второй да, просто идейный конспиролог - нашел виновных во всех проблемах :)
При этом всем остальным моим знакомым абсолютно все равно, кто по национальности их визави :)

Дорогая Наталья!
Мне всегда приятно, если мои высказывания вызывают интерес. Я не склонен думать, что евреи противопоставляют себя неевреям. Скорее, дело обстоит наоборот. Представление об евреях как об «избранном народе» – это религиозная концепция, данная в Библии; её разделяют далеко не все евреи. Не склонен считать, что евреи относятся к неевреям как к недочеловекам. А вот то, что в евреях находят виновных во всех проблемах – это вещь очень нередкая…
Благодарю Вас за отклик. Жду новых.
Всего Вам доброго.
До связи,
Березин

Спасибо, было интересно Ваше мнение.

Дорогая Дарья!
То, что именно Вам мое мнение интересно, всегда доставляет мне удовольствие. Ценю то, что Вы – один из самых старых и постоянных моих читателей.
Желаю Вам всего наилучшего. Благодарю Вас за отклик, жду новых.
До скорой связи,
Березин

(Deleted comment)
Глубокоуважаемый Алекс!
Моя мать никогда не говорила мне, что мы с ней – евреи. Она была человеком коминтерновской традиции, и это не имело для нее значения. В моей семье никакие религиозные традиции и никакие национальные традиции не соблюдались. Повторяю: это была коминтерновская семья, несмотря на то, что мой дед был старостой синагоги и был убит немцами, поскольку не успел покинуть Днепропетровск.
Всего самого доброго.
До связи,
Березин

Спасибо, получился интересный пост.

Прочитал с интересом.