?

Log in

No account? Create an account

berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Next Entry
1056. Еще один ответ на комментарий, ставший самостоятельным текстом
berezin_fb
Отсюда
alen_ka35:

Феликс Борисович, у меня несколько вопросов:
1. почему во все времена не любят евреев и до такой степени, что физически их истребляют? (с детства меня занимал этот вопрос, но никогда и никто не мог на него ответить, но может быть это и понятно, вокруг меня не было таких людей;) Но как-то у себя в блоге израильтянка Яна задала френдам такой же вопрос, и опять я не увидела ответа)
2. В/на Украине. Какое отношение у Вас к этому "принципиальному" вопросу (Я знаю, что по правилам русского языка правильно "на". Но также знаю, что украинцы очень к этому болезненно относятся. Потому в разговорах говорю "в").
3. Поляки много "угнетали" украинцев, почему к ним отношение нейтральное? Слишком давно все это было?
С уважением, Елена
Тоже жду песню с нетерпением, обожаю украинские песни.

Ответ на комментарий

Дорогая Елена!
Слово «всегда» - слово неточное. Преследование и уничтожение евреев началось инквизицией в Испании. Из всех европейских стран того периода количество евреев в Испании было наибольшим. Инквизиция сочла это попранием основ христианства. Евреям было предложено немедленно креститься или немедленно покинуть Испанию. Такое отношение инквизиции было, в частности. Связано с тем, что еврейские укрепленные кварталы, называемые гетто, имели собственные вооруженные силы. Собственность евреев конфисковалась независимо от того, крестились они или нет. Большая часть евреев, не принявшая крещение, тогда эмигрировала в Германию, где они в то время играли существенную роль в общественной и экономической жизни.
Что касается так называемого бытового антисемитизма, то он объясняется, на мой взгляд, двумя факторами. Живя среди христиан, евреи сохраняли свою религию, свои обычаи и не смешивались с местным населением. Кроме того, при любых неурядицах люди испытывают потребность искать виноватого, и евреи, которые когда-то использовали в своем обряде козла отпущения, сами оказались в роли таких козлов отпущения. При этом играет роль также заблуждение, что якобы евреи распяли Христа. Между тем право распятия принадлежало только римской власти, и евреи распять никого не могли.

Что касается государственного антисемитизма, который в царской империи достиг максимума, «В те годы дальние глухие в сердцах царили сон и мгла. Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Тогда была введена черта оседлости. Впрочем, выезд из России тогда был свободным, и Победоносцев говорил: «Евреи жалуются, что им не разрешено переселяться на восток. Но западная граница для них открыта. Почему же они не воспользуются ею?» Бытовой антисемитизм был причиной еврейских погромов, которые властями официально осуждались, но которым фактически никто не препятствовал. После каждой волны погромов следовала волна эмиграция, в основном в Соединенные Штаты, въезд в которые тогда был свободен (первый закон о регламентации эмиграции был принят в 1922 году). Кстати, в Соединенных Штатах бытовой антисемитизм не слишком распространен. Чешский путешественник Газелка писал: «С удивлением обнаружил в Японии евреев. Разумеется, их там меньше, чем в Израиле, и уж конечно меньше, чем в Нью-Йорке». Кстати, антисемиты среди интеллигентов нередко отрицают свой антисемитизм, утверждая, что среди их личных друзей много евреев. К слову хочу сказать, что, будучи евреем, лично по отношению к себе никогда антисемитизма не испытывал.

Государственный антисемитизм в Советском Союзе возник тогда, когда, вопреки надеждам Сталина Израиль не стал коммунистической страной, а израильское законодательство провозгласило право на свободное получение израильского гражданства любого еврея, родителей евреев, супругов евреев и детей евреев. Тогда в одном экземпляре в секретной синей папке за подписью Сталина был издан документ, что нельзя доверять людям, которые в любой момент могут покинуть Советский Союз и стать израильскими гражданами. Другое дело что при Сталине этому чинились государственные препятствия, да и после Сталина они были довольно выражены. Тем не менее, не испытывая личных трудностей в связи с тем, что я еврей, я однажды столкнулся с большими сложностями, когда хотел зачислить в штат своей лаборатории Татьяну Барлас, ученого талантливого и лаборатории весьма полезного. Ей категорически отказали в зачислении. Но я решил эту проблему через ученого, который тогда возглавлял партбюро факультета. Может быть, стоит дословно привести беседу, которая произошла между секретарем партбюро и начальником отдела кадров:
Начальник отдела кадров: «Ты за кого просишь? За жидов просишь?»
Секретарь партбюро: «Я за талантливого человека прошу. А жидами и русские бывают».
Формула «Жидами и русские бывают» означала, что слово «жид» превратилось просто в ругательство.
Разумеется, мой ответ не может считаться исчерпывающим. К этому следует добавить, что Гитлер для «окончательного решения еврейского вопроса» считал необходимым уничтожить всех евреев, которые находились на подвластных ему территориях. В старой синагоге Праги он намеревался создать музей исчезнувшего народа. Но еврейский народ не исчез, и антисемитизм в России, как бытовой, так и государственный, существовал до тех пор, пока действовала синяя папка Сталина, а бытовой сохранился до сих пор.
Я ответил на этот вопрос, Елена, так, как сумел, и готов, если вы захотите что-нибудь уточнить, обсуждать этот вопрос и далее.

Шевченко говорил «На Украине». Поскольку именно Шевченко был создателем литературного украинского языка, продолжаю говорить «На Украине» независимо от того, как к этому относятся те или иные националисты на Украине. Говорить, что вообще украинцы к этому болезненно относятся, нелепо. Большинству это безразлично.
Украинские песни очень люблю.
Что касается поляков, то они угнетали украинцев значительно меньше, чем российская империя. В очередной раз возвращаюсь к Пушкину: «Под покровительством Варшавы, под самовластием Москвы». Действительно, это было давно. В немецком языке есть грамматическая форма «Плюсквамперфект», которая означает давно прошедшее время. Но хотя в русском языке такой грамматической формы нет, давно прошедшее время существует.
Что касается поляков, то в свое время под водительством Пилсудского они пытались вторгнуться и на советскую Украину (тогда их называли белополяки, потому что тогда все делились на белых и красных), потом существовала Польша как член Варшавского договора. Теперь существует Польша как член НАТО. Времена меняются, и времена нельзя относить к национальности.

alen_ka35:

дискуссию запомнила, потому что читала с чувством, что наконец-то узнаю причину/причины,ведь человек в Израиле живет, кому, как не ему знать
я внимательно прочитала все Ваши ответы, спасибо большое!
простите, если хоть немного напрягла вопросами
конечно, я их пишу с надеждой на ответ, мне Ваше мнение интересно и ценно буквально по любому вопросу
но если трудно и невозможно отвечать,то умоляю - не надо! берегите себя
вопрос про евреев возник в связи с Богданом Хмельницким, что и он туда же, а недавно читала про погромы начала 20в в Иерусалиме-жили евреи бок о бок с арабами мирно и вдруг...
а по существу - я, конечно, встречала все перечисленные Вами версии ненависти, и все эти мотивы мне казались несерьезными или просто нелепыми, но видимо, все так и есть, чужое богатство и желание найти виновного в собственных проблемах творят ужасные вещи
Спасибо еще раз за развернутый ответ
Елена
Ответ на комментарий

Дорогая Елена!

Что касается того, что арабы и евреи жили мирно, то это верно в том смысле, что между ними не было военных действий. Вся Палестина в ту пору находилась под турецким владычеством, причем турецкие власти признавали Совет еврейских раввинов (раввинат) как посредника между турецкими властями и еврейским населением. Арабы же были единоверцами и не выделялись как некая особая часть населения. Соответственно, турецкие власти не допускали столкновений между арабами и евреями, хотя решения раввината принимались во внимание, и в том, что касалось евреев, турецкими властями исполнялись. Ситуация изменилась, когда после 1-й мировой войны мандат на управление Палестиной получила Англия. Англичане не считались с мнением раввината, и к тому периоду относится начало борьбы евреев за государственную независимость. Это была борьба с англичанами, не с арабами. Арабо-Израильский конфликт возник после того, как Организация Объединенных наций признала право евреев на создание собственного государства. Арабы этого права не признали, и к этому времени относится первая арабо-израильская война, из которой Израиль вышел победителем. Практически все время существования Государства Израиль войны между Израилем и арабскими странами возникали неоднократно. За подробностями можете обратиться к любым источникам, включая Википедию.

  • 1
Глубокоуважаемый Илья!
Ваш комментарий отражает хорошее знание проблем и исторических, и языковых. Пожалуй, это самый подробный комментарий, который я от Вас получал. Благодарю Вас и жду новых комментариев.
До связи,
Березин

  • 1