?

Log in

No account? Create an account

berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Next Entry
1096. Книга Иона Дегена "Иммануил Великовский". Обзор комментариев. 1.
berezin_fb
Продолжаем обзор комментариев читателей к книге Иона Дегена «Иммануил Великовский» и ответов на них.

Книга Иона Дегена «Иммануил Великовский» выстроена по хронологическому принципу. Поэтому первые уточняющие вопросы и комментарии касались семьи Великовского, его детства и юности, прошедших в России. Далее комментарии касаются стран, в которые переезжал Иммануил Великовский, его работы психоаналитиком, издания первых книг… Многие читатели признавались, что впервые узнали имя Великовского из публикации в моем журнале.
Теперь собственно комментарии.

arstmas к "Вступлению"

Ничего не знал об этом человеке вплоть до сегодняшнего дня. Не могу, естественно, оценить его точку зрения на историю, но будет очень интересно прочесть о нем самом.

Ответ на комментарий

О нем самом и написана книга Дегена. А если Вы хотите знать точку зрения из первоисточника, то нужно прочесть семь томов Великовского.

prohogyк главе 1 – «Шимон Великовский» :
Очень интересно написано. Только не всё стыкуется в моём восприятии.
Отец Великовского получил кредит и стал выкупать землю в Палестине?
Он был бедный, но пожертвовал килограмм золота?
(оригинал комментария)

Ответ на комментарий

Здесь нет нестыковки. Шимон получил кредит во всех крупнейших банках и стал видной фигурой финансового мира. С бедностью было покончено, и он мог позволить себе пожертвовать полтора килограмма золота на освоение пустыни Негев.

loqva к той же главе:
Предлагаю заменить имя Йосефа Каро на ссылку на него же в википедии, как-то так: Йосеф Каро
Мне казалось, что такая ссылка просто покажет масштаб личности. Не просто знаменитый раввин, а (ого!) автор "Шулхан арух", одного из важнейших религиозных трудов. Остальные предки Великовского не упоминаются в википедии, кроме разве что Эзры.


Ответ на комментарий

Поскольку Ион Деген не стал рассматривать этот вопрос, не считая его важным, я могу только в качестве примечания публикатора отметить, что великие предки совсем не обязательно имеют великих потомков, и наоборот, великие люди могут не иметь великих предков. Это уже логика генетики.

zewgma к части 2 «Семена и почва»

Что-то мне кажется, что в Витебске в покосившихся домиках жили не только евреи, но и большинство белорусов тоже.
Интересно, будет ли дальше о судьбе старших братьев главного героя, как сложились их судьбы в связи с увлечением революцией.
Вспомнилось, прошлым летом по Москве были развешаны билборды с портретами знаменитых людей, которые родились в семье третьими по счету детьми. Там были, например, Ахматова и Чехов, но Великовского там не было.
Оригинал комментария

Ответ на комментарий

Разумеется, в покосившихся домишках в Витебске могли жить не только евреи. Но Витебск находился в черте оседлости, и евреев там было много.
О Великовском мало кто знал в нашей стране. Насколько я помню, его произведения, составляющие семь томов, на русский язык никогда не переводились. А на иных языках даже знающие их читали только то, в чем заранее были заинтересованы.


zewgma к части 6 - «Приговор, не приведенный в исполнение»

Гуманные времена, когда на расстрел вел один казак! Потом поняли и не стали допускать. От расстрельной команды уже не убежишь. А члену расстрельной команды не брать грех на душу куда труднее.

Однако, откуда взялось убеждение, что Дзержинский велел уничтожать по национальному признаку?

Ответ на комментарий

Вы затронули два вопроса. Я полагаю, что члену расстрельной команды легче не брать грех на душу, ибо никогда не известно, чья пуля была смертельной.
Никогда ничего не слышал о том, что Дзержинский велел уничтожать по национальному признаку. Человек он был глубоко интернациональный.

zewgma к части 8 - "«SCRIPTA», Элишева и Эйнштейн"

Берлин как рай для евреев из нынешнего времени (да и из времени написания книги) звучит иронично или даже издевательски. Этнические немцы, наверное, оценивали такое обилие еврейских вывесок с меньшим энтузиазмом.
(Оригинал комментария)

Ответ на комментарий
Я не увидел ироничности и издевательств в высказываниях Великовского, они звучали просто как напоминание об известных фактах. То, что такие напоминания нередко требуются, история неоднократно подтверждала.


iva_kochneva к части 12 - "Мертвое море»"

Феликс Борисович, это очень интересный текст. И так мастерски прерванный "на самом интересном месте"! Спасибо.
(Оригинал комментария)


Ответ на комментарий

Перерыв на самом интересном месте в этом случае не моя инициатива. Так выглядит личность Великовского в книге о Великовском, написанной Ионом Дегеном.


zewgma к части 13 - "Единодушие Фрейда и Блойлера»"

Интересно развивалась психиатрия, с метаниями от одной крайности в другую, и что характерно, результаты достигались при любом подходе! (Так же как и до открытия антибиотиков умели лечить сифилис другими способами, у Булгакова описано).
(Я имела в виду, что Фрейд с его неоднозначными методами добивался успеха в лечении психосоматики или даже таких страданий, которые казались телесными, а на самом деле являлись плодом больного воображения!)
(Оригинал комментария)

Ответ на комментарий

Я не могу согласиться, что результат может быть получен при любом подходе. В зависимости от характера личности пациента, наличия той или иной симптоматики, господствующей в обществе идеологии может быть отобрана группа пациентов, с которой можно работать преимущественно на бихевиориальном (био-бихевиориальном) уровне, группа, в которой более адекватны когнитивные подходы, и группа, которая обитает в социуме, где наиболее привычным подходом стал психоаналитический. В моей практике я отдаю предпочтение когнитивному подходу в его ориентирующем варианте, при этом я получаю положительный результат не за годы, как это происходит на психоанализе, а за несколько недель, в крайнем случае - месяцев. Я считаю очень полезным, порой необходимым, иметь методики оценки исходного состояния пациента и его динамики. Мы располагаем колоссальной статистикой, обработка которой дает возможность подтвердить перечисленные положения.

Поскольку психосоматические соотношения имеют место всегда, то трудно себе представить заболевание, даже рассматриваемое Фрейдом как плод больного воображения пациента, которое не сопровождалось бы соматическими сдвигами. Кроме того, мне не понятно, что означает "на самом деле". Психоанализ бывает эффективен, если в течение предварительного научения пациент усваивает терминологию и подход психоанализа, а лечение происходит в среде, где психоанализ является наиболее распространённым методом психотерапии (например, во Франции).
Статистический анализ, в котором приняли участие 5 американских и 1 израильский университеты, показал, что эффективность терапии зависит от квалификации психотерапевта, какую бы методику он не применял, от соответствия применявшегося метода характеру психических, точнее психосоматических, расстройств, и от прочности создающегося в процессе психотерапии содружества пациент-психотерапевт. Эта статистика совершенно не учитывает времени психотерапии, психоанализ, как правило, длится годами и исходит из необходимости оставлять после каждой сессии остаточную тревогу как стимул, побуждающий к дальнейшей терапии. Кроме того, психоанализ считает, что оплата услуги является важной частью психотерапии, поэтому преуспевающие психоаналитики обычно люди состоятельные, но на единицу времени у них приходится меньше положительных результатов, чем при других методах, например, бихеворальном или бихеворально-когнитивном.

arstmas к части 13 - "Единодушие Фрейда и Блойлера»"

Возможно я не прав, но Фрейд был практически атеистом, и, если не ошибаюсь, сводил религию к неврозу на почве давнего убийства. Это к тому, что вряд ли Юнг мог испытывать неприязнь к Фрейду в связи с иудейством последнего... Потом, опять же могу ошибаться, публичное отношение Юнга к нему было уважительное, а разрыв объяснялся им тем, что Фрейд упорно считал основой всего то, что было только частью общей картины.
(Оригинал комментария)

Ответ на комментарий
Фрейд был пантеистом, то есть, не принадлежа к какой-то религии, допускал существование высшего разума. Разрыв Юнга и Фрейда объясняется появлением у Юнга новой теоретической основы - теории архетипов, к которой Фрейд отнесся без понимания.

arstmas к части 14 - "Тель-Авивский психоаналитик»":
Вдруг подумалось после прочтения, что несмотря на то, как Вы справедливо заметили в комментарии к предыдущей главе, психоанализ это долго и накладно, он, тем не менее, к тридцатым годам уже был широко распространен. Это при том, что еще и методика эта, для человека со стороны, странная -- лежать и вспоминать про себя какие-то гадости.)
(Оригинал комментария)

Ответ на комментарий

Вы совершенно справедливо отметили, что психоанализ – это длительная методика, причем иногда занимающая годы. Конечно, со стороны может показаться странным, что метод заключается в том, что человек, лежа на кушетке, рассказывает о себе. Благодаря этому получаются ценные данные. Психоанализ был первой распространенной психотерапевтической методикой, и хотя я отношусь к нему отрицательно в связи с произвольностью трактовкой, длительное время никого другого психотерапевтического подхода не было.

prohogy к части 16 - "Фрейд и его герои" вытеснены новой идеей»"

Похоже, издатель правильно поступил, не подписав с ним договор :), ведь Великовский так и не закончил книгу, на издание которую он предлагал заключить с ним договор.
Выходит, издатель проявил разумную осторожность :), не подписав с Великовским договор до получения рукописи в полностью завершенном виде.
(Оригинал комментария)


Ответ на комментарий


Та часть рукописи Великовского, которая была написана, представляла большую ценность, а договор давал бы издателю исключительное право на публикацию.

arstmas к части 16 - "Фрейд и его герои" вытеснены новой идеей»"
Это очень интересная история. Впрочем, только начало истории.
Когда-то я перечитал довольно много популярной христианской апологетики, но о том, что есть такие вот "Речения Ипусера" узнал только прочитав эту главу.
(Оригинал комментария)

Ответ на комментарий
Мне очень приятно, что публикуемые мною тексты Вам интересны и дают новые сведения.

Продолжение следует

  • 1
http://www.flibusta.net/a/28628

Кое-что всё-таки переводилось.

И "Эдип и Эхнатон" ещё в 1990-е по-русски вышел.

Глубокоуважаемый Илья!

Вы совершенно правы: и «Эдип и Эхнатон» вышли еще в 1990-е годы. Прав и Александр Галинский, утверждая, что переводилось многое еще.

До связи,

Березин

(Deleted comment)
Глубокоуважаемый Андрей!

Приведенные Вами сведения о данных, содержащихся в выступлении неназванного автора, не имеют отношения к тем статистическим данным, о которых я писал. Что касается самих этих данных, то я не могу сказать Вам ничего, поскольку собственного опыта таких исследований не имею, а доказательств того, что есть такая зависимость между успешностью первой сессии и последующей результативностью, мне неизвестны.
До связи,
Березин

Тоже признаюсь (хоть и не скрывал, но раз хорошим тоном является признаваться :)), что про Великовского впервые узнал от Вас, Феликс Борисович.

  • 1