?

Log in

No account? Create an account

berezin_fb


Березин Ф.Б. Одна жизнь через четыре эпохи


Previous Entry Share Next Entry
1100. Популярное представление о сложных методах тестирования (В.Леви). Комментарии и ответы.
berezin_fb
zewgma:
Замечательно интересно было прочесть, как проходило внедрение тестирования среди коллег!
Кстати, давно хотела спросить: были ли исследования, позволяющие определить, действительно ли результаты не различаются в зависимости от того, используется карточный вариант теста, с бланком и карандашиком или компьютерный? Ведь для выбора утверждений в этих всех случаях задействуются разные зоны мозга.

Не совсем согласна с тем, что Леви пишет понятно. Это иллюзия. Он пишет эмоционально, его формулировки запоминаются, и читателю кажется, что предмет, эмоционально затронувший его, уже входит в круг его понятий. Как в вашей книге, в описании подростка с пиком на восьмой: "Ну вы сами понимаете..." - типичное окончание любой фразы. Пример: "Дальше сложная математизация..." (У вас в книге несколько страниц описания математического аппарата - для кого-то, конечно, "сложная математизация" это все заменяет...)

Хотя в данном случае образ развернутой розы ветров мне очень понравился. Ведь действительно, подул один ветер - поднялись 2, 7 и 0, подул другой - F, 4, 6, 8, подул третий - K, 3 и 9 ! :)

Верно ли пишет Леви, что слишком низкие баллы по любой из шкал - не слишком хорошо? Вы писали про это в отношении 6-й шкалы. А другие?

А про то, что "некоторые вопросы незаметно дублируются": ну как незаметно, очень даже заметно, что "примерно на это я уже отвечал". Что, правда учитывается "нестойкость и неубежденность" испытуемого, если на два схожих утверждения дал противоположные ответы, или утверждения обсчитываются независимо друг от друга, и вообще важен не смысл, а реакция на звучание словесной формулы?

Ответ на комментарий
Начинаю с ответа на ваш вопрос о совпадении или несовпадении компьютерного и карточного варианта теста. Некоторое различие имело место только в той мере, что количество утверждений в компьютерном варианте сокращено до 377 за счет того, что в карточном варианте сохранены некоторые утверждения, которые могут рассматриваться как интимные, что допустимо при индивидуальном использовании карточного варианта, но может вызывать недоразумения, если с помощью компьютерного варианта исследуется целая группа испытуемых. Во всем остальном никаких различий нет. Использование при тестировании карточек не меняет церебральных механизмов, поскольку важен только характер ответа, а не процедура проведения теста.
Что касается того, понятно ли пишет Леви, то большинство читателей его текстом удовлетворено, поскольку не вдается в подробности и детали. Фразы типа "математизация, поправочные коэффициенты" большинство людей удовлетворяют, равно как и констатация того, что после технической процедуры проведения теста мы имеем только предварительный результат, окончательное же суждение выводится на основе интерпретации.
Введенное Леви определение "роза ветров", "вынесенная на плоскость графика" ("Здесь измеряются ваша шизоидность и циклоидность, истероидность и ипохондричность, невротизм и синтонность, и еще всякие радикалы и свойства, связанные и не связанные с патологией"), не представляется мне корректным, поскольку в отдельных случаях речь идет об определенных шкалах теста, тогда как в других - например, "невротизм, синтонность и еще всякие радикалы и свойства, связанные и не связанные с патологией" - о целостной оценке профиля, которая лежит в основе интерпретации.
Вы совершенно правы, Наташа, когда ставите вопрос о том, что слишком низкие значения первичных результатов далеко не всегда представляются подозрительными.
В заключение мне хотелось бы выразить благодарность Владимиру Леви за его стремление популяризации и справедливое утверждение, что ММИЛ (у Леви - МАЛ) является одной из наиболее ценных психодиагностических методик.



acya_kazan:
Описание очень понятное. Я работала с этим тестом в психофизиологической лаборатории при отборе кандидатов в МВД. Также я использовала этот тест, когда работала с летчиками по программе CRM. Наблюдение за поведением человека, биографические факты, плюс профиль личности позволяют дать объемное описание личности, ее сильные и слабые стороны и прогнозы поведения. При большом потоке кандидатов, когда в условиях ограниченного времени надо провести диагностику и максимально качественно охарактеризовать человека, этот тест является лучшим инструментом, на мой взгляд. Я помню, как мы общались с коллегами на языке "профилей СМИЛ". Когда надо было описать человека, то говорили не про характеристики личности, а называли цифры, набор шкал и друг друга очень хорошо понимали:). К сожалению, я сейчас не работаю на отборе кандидатов, но книгу куплю с большим удовольствием. На какой адрес надо написать, чтобы ее заказать?

Ответ на комментарий

Я совершенно согласен с Вами, когда Вы говорите о широкой сфере применения теста. Хотя очевидно, что чисто тестовые данные, лежащие в основе интерпретации, естественно дополняются результатами интервью с испытуемым, включая биографические данные и те сведения, которые при интервьюировании удается получить о поведении человека.
Насколько мне известно, Вы уже заказали экземпляр книги, но на всякий случай повторю адрес, который используется при любом заказе: kniga@berezin-fb.su.


nadiege_da:
Замечательно популярно получилось у Леви рассказать о ММИЛ!
Мне кажется, читателям было бы очень интересно прочесть образцы Ваших заключений по совокупности тестов ММИЛ и Кеттела. Помню, как меня в свое время поразили возможности этих тестов, которые Вы , Феликс Борисович ,продемонстрировали своим студентам.

Ответ на комментарий

Оценка того, насколько хорошо получилось у Леви популярно рассказать о ММИЛ, у разных комментаторов расходится. Но несомненно то, что текст Леви полезен уже хотя бы потому, что привлекает внимание к ММИЛ людей, которые раньше не имели представления об этой методике.
Вероятно, Вы правы, и читателям было бы интересно прочесть образцы заключений вместе с материалами тестирования, и я помню, что в свое время обсуждения материалов с моими студентами Вы нашли очень интересными. Но здесь возникает труднопреодолимая ситуация. Когда обсуждение шло со студентами, которые были уже хорошо знакомы с анкетными тестами, имели представление о теории вопроса, беседа могла носить содержательный характер, особенно если во время занятий со студентами присутствовал человек, прошедший тестирование. Большинство моих читателей не имеют соответствующей подготовки, и поэтому обсуждение конкретных результатов, описание примеров, проведение интервью с человеком, прошедшим тестирование, представляются весьма затруднительными.

darwen:
Спасибо за приведенную цитату, совершенно согласна с необходимостью гибкого и динамического подхода к интерпретации результатов тестов. ММИЛ такую возможность обеспечивает.

Ответ на комментарий

Цитата была приведена именно для того, чтобы подчеркнуть необходимость гибкого и динамического подхода к интерпретации результатов тестов, в особенности ММИЛ.

  • 1
Феликс Борисович, простите, что пропал с горизонта, очень тяжёлый выдался месяц. В конце недели прочту недавние посты и отпишусь.
нх

Глубокоуважаемый Никита,
буду ждать Ваших комментариев.
До связи,
Березин

Спасибо, с интересом прочитала и рассказ Леви, и Ваши ответы к комментариям.

Дорогая Тайко!
Мне всегда приятно, что опубликованные мной материалы вызывают у Вас интерес.
Всего самого доброго,
Березин

Спасибо, прочитал.

  • 1